Вера Алехова
Методика игрового обучения чтению с бабушкой Василисой в мини-музее «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика игрового обучения чтению с бабушкой Василисой (самодельная кукла) для детей старшего дошкольного возраста.
Педагоги давно заметили, что ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку – фонематическим слухом, который в дальнейшем ослабевает. По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов, возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого раннего обучения.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Чтение, детская литература
- Темочки
Внимание: если не учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружать его учебными заданиями, а вместо естественной для дошкольника деятельности — игры, пытаться любой ценой научить ребенка читать – такое обучение может оказаться очень вредным для старшего дошкольника.
Как строится процесс обучения грамоте.
Обучение грамоте с детьми-дошкольниками происходит в игровой форме.
Идея заключается в том, что ребята приходят в гости к бабушке Василисе в избу с добрыми делами (наводят порядок, приносят собственноручно изготовленные фартучки, салфетки, высаживают лук, зелень и т. д). Бабушка, в свою очередь уже приготовила загадку, песенку-потешку, сказочку о каком-то предмете и вот мы уже у старинного сундучка…Так начинается увлекательная деятельность по обучению грамоте, обязательно с применением игр, хороводов, рисования. И заканчивается она чтением вслух для бабушки. Уходя, ребята часто получают от бабушки Василисы гостинец – интересное задание.
В подготовительной группе выделяем следующие
задачи обучения грамоте :
Образовательные
1. Формировать у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2. Познакомить детей со слогом, слоговой структурой слова. Формировать умения делить слова на слоги, определять ударный.
3. Ознакомить с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
4. Формировать основу чтения, умение составлять слова с помощью разрезной азбуки;
5. Отрабатывать навыки написания элементов письменных букв.
Воспитательные
1. Развивать интерес к родному языку, к родной культуре и традициям.
2. Воспитывать бережное отношение к книге, дидактическим материалам.
Развивающие
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие графических навыков и моторики.
4. Развитие звуко-буквенного анализа.
5. Развитие коммуникативных навыков
По итогу к концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:
• различать понятия «звук», «буква»;
• буквы русского алфавита;
• определять наличие и место заданного звука в слове;
• анализировать звуковой состав слова;
• определять количество слогов в слове;
• плавно читать слоги, сознательно читать слова;
• замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
• взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Методика игрового обучения чтению с бабушкой Василисой (самодельная кукла) основывается на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению К. Д. Ушинского. Знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Знакомство со звуками и соответствующими им буквами происходит в определенном порядке. Начинаем изучение с гласных (А), (У), (О), затем – добавляются согласные, наиболее часто встречающиеся в словах – (М), (С), (Ш), (Х) и т. д.
Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах.
Занятия по обучению грамоте могут включать в себя такие приёмы, как: рассматривание картинок, рисование, письмо элементов письменных букв, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю. Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.
Примерная схема построения занятия игрового обучения чтению
в избе у бабушки Василисы :
1. Начало занятия: способы мотивации детей
Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии.
Можно использовать Бабушкин сундучок.
Прочитав стишок или отгадав загадку, ребята достают нужный предмет или вещь. Рекомендуется организовать беседу или словарную работу, составление рассказов (в соответствии с задачами деятельности).
2. Фонетический анализ слова.
Ребятам предлагается разделить слово на слог, найти ударный, по очереди называть звуки и давать им характеристику (гласный или согласный, если согласный – твердый или мягкий, звонкий или глухой).
Составляем звуковую схему слова.
Для составления схемы используются фишки красного (обозначают гласный звук, синего (твёрдый согласный звук, зелёного (мягкий согласный звук) цветов.
3. Выделение из слова нового звука (обычно первого или последнего, его характеристика по артикуляционным и акустическим признакам
Для примера предлагаю характеристику звука (К)
Хоровое и индивидуальное произнесение звука (К) с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)
Спинкой языка попробуй
Стукнуть сильно, быстро в нёбо
Глубже, ниже опускай!
К- короткий, К- взрывной,
К-без голоса глухой!
К- как камень крепкий звук,
Кость, кремень, камин, каблук.
Звук (К) : согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой).
-Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом домике? Правильно в синем домике. Значит звук (К) обозначаем фишкой синего цвета.
4. Закрепление новых звуков.
Рекомендуем проводить в форме игры.
Например, игра «Поймай новый звук»
Педагог произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах есть заданный звук, определяют его место.
Первым называйте слово, где нужный звук является первым, затем – где звук в конце и, наконец, то слово, где заданный звук находится в середине, далее слова можно произносить по Вашему выбору.
Игра – соревнование «Кто больше?»
Дети делятся на команды и подбирают слова с заданным звуком. У кого слов больше – тот победитель.
5. Знакомство с буквой, обозначающей новый звук.
Ребята лучше усваивают буквы, если их показ сопровождается небольшими весёлыми стишками об изучаемой букве
Для успешного запоминания букв использую приё мы:
-выложи букву из веточек, фасоли, каштанов;
-нарисуй букву песком;
-вылепи букву из пластилина;
-напиши букву пальчиком на спине соседа (пусть сосед её отгадает) и т. д.
Детям интересно находить в окружающей обстановке предметы, напоминающие букву. Дошкольники с удовольствием находят нужные элементы и составляют новую букву и т. д.
При изучении букв для лучшего усвоения материала выполняем различные творческие задания (рисуем букву, украшаем её разными узорами, «дарим» ей платье и т. д.)
6. Повторение изученных звуков и букв.
Познакомившись с новыми звуками и буквой, обязательно повторяйте с детьми ранее изученные (конечно, в игровой форме).
Советую использовать элементы интерьера избы. Наши дети очень любят игры с носком (например, для определения наощупь букв, с чугунком – в него можно «положить» лишь продукты с заданным звуками и т. д.
7. Чтение.
Начинаем со слогов-слияний с изучаемой буквой. Например: ма му мо мы
Затем читают открытые слоги (слоги-слияния) со всеми изученными буквами.
Следующий этап – чтение трехсложных слогов (сма, сму, смо, смы)
После переходим к чтению слов.
Как видно – задания постепенно усложняются, работа зависит от успехов детей.
Педагоги знают, что для освоения навыков чтения необходимо чтение вслух. Замечательная идея: наши ребята с удовольствием читают вслух бабушке Василисе.
8. Подготовка руки к письму.
(может проводиться как в самом начале организованной деятельности, так и на любом из его этапов).
Используем такие техники, как пальчиковая гимнастика, простейшие виды самомассажа в стихотворной форме, использование сосновых и еловых шишек и другое.
9. Обязательным этапом деятельности является выполнение письменных заданий.
Желательно кроме письма элементов письменных букв выполнять со старшими дошкольниками различные виды штриховки (вертикальную, горизонтальную, наклонную, круговую клубочками и т. д., упражнения «Весёлые дорожки», обведение по контурам и раскрашивание предложенных картинок и т. д.
10. Физкультминутки.
В качестве физкультминуток хорошо зарекомендовали себя русские народные игры и песни-хороводы.
11. Подведение итогов.
Полезные советы:
Предложенная схема построения занятия является примерной. В зависимости от цели и задач, этапы деятельности могут варьироваться, меняться местами, вводиться новые, исключаться ненужные.
Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.
Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
Важна не длительность занятий, а их частота и последовательность.
Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно вводить работу на раздаточном материале.
Важный совет: называйте букву так, как она звучит, без призвука гласных: не «эм», «эр», а «м», «р».
Рекомендую использовать букварь Н. С. Жуковой.
Надеюсь, мой опыт пригодится педагогам, родителям, а для детей обучение чтению будет интересным и радостным.