Приложение МААМ

Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР

Нина Митрофанова
Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Результаты исследований показывают, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный (образный) словарь развит хуже, чем номинативный (называние и обозначение предметов и явлений) и предикативный (глаголы и прилагательные).

Развитие лексики проводится в следующих направлениях:

-обогащение словарного запаса;

-уточнение значения слова;

-расширение семантики слова.

Публикация «Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы, так и с использованием речи (например, отобрать только картинки, на которых нарисованы овощи и назвать их одним словом).

В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.

Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов - символов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании и предложении.

Учитывая специфику развития словаря у детей с ОНР можно выделить направления логопедического воздействия в первую очередь на те структуры, которые наиболее нарушены у детей данной группы.

Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Направления логопедического воздействия:

-обогащение словаря синонимов;

-развитие атрибутивного словаря;

-развитие номинативного словаря;

-развитие предикативного словаря;

-развитие словаря обобщающих слов.

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.

Вся работа строится на принципах:

-тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сравнения, анализа и синтеза;

-все задания проводятся в определенной последовательности;

-обогащение словаря идет за счет существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

-уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании;

-активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения;

-устранение не литературных слов.

Приемы словарной работы:

-показ и называние нового предмета и его признаков и действий с пояснением;

-новое слово проговаривается хором и индивидуально

объяснение происхождения слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб);

-употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом - очень большой, выше всех остальных);

-постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов (этот забор высокий или низкий);

-подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов;

-распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели;

-составление предложений по опорным словам.

Публикации по теме:

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные игры дошкольников. Методика и практика проведения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Ручеек» с. Кагальник Азовского района Мастер – класс.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток»Пособие для формирования временных представлений у дошкольников «Части суток» Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз, смена времен года, обусловленные суточным.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
Опубликовано: 15 января 2022 в 18:07
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова (УИ 2127720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД