Нина Митрофанова
Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Результаты исследований показывают, что у дошкольников с ОНР имеются особенности развития словаря. Словарь синонимов и атрибутивный (образный) словарь развит хуже, чем номинативный (называние и обозначение предметов и явлений) и предикативный (глаголы и прилагательные).
Развитие лексики проводится в следующих направлениях:
-обогащение словарного запаса;
-уточнение значения слова;
-расширение семантики слова.
Публикация «Методика формирования лексики у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, поскольку введение в речь обобщающих слов значительно ее обогащает. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы, так и с использованием речи (например, отобрать только картинки, на которых нарисованы овощи и назвать их одним словом).
В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. При формировании учитывается последовательность появления существительных и прилагательных, фонетические особенности образования прилагательных.
Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов - символов. Важное место отводится усвоению значения слова с постепенным переходом от конкретного значения слова к пониманию грамматического значения в словосочетании и предложении.
Учитывая специфику развития словаря у детей с ОНР можно выделить направления логопедического воздействия в первую очередь на те структуры, которые наиболее нарушены у детей данной группы.
Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР
Направления логопедического воздействия:
-обогащение словаря синонимов;
-развитие атрибутивного словаря;
-развитие номинативного словаря;
-развитие предикативного словаря;
-развитие словаря обобщающих слов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона.
Вся работа строится на принципах:
-тесная связь развития словаря с развитием мыслительной деятельности, логических операций классификации, сравнения, анализа и синтеза;
-все задания проводятся в определенной последовательности;
-обогащение словаря идет за счет существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
-уточнение - помощь в усвоении слов и их запоминании;
-активизация словаря - использование слов, понимание которых не вызывает затруднения;
-устранение не литературных слов.
Приемы словарной работы:
-показ и называние нового предмета и его признаков и действий с пояснением;
-новое слово проговаривается хором и индивидуально
объяснение происхождения слова (хлебница - посуда, в которой хранят хлеб);
-употребление расширенного значения уже известного словосочетания (громадный дом - очень большой, выше всех остальных);
-постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят подсказывающий характер, а затем требуют самостоятельных ответов (этот забор высокий или низкий);
-подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов;
-распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели;
-составление предложений по опорным словам.