Приложение МААМ

Методика физического воспитания в раннем возрасте

Ляйсян Нургалиева
Методика физического воспитания в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Определение конкретных задач, содержания работы по физическому воспитанию детей каждого возрастного периода строится с учетом их анатомо-физиологических и психологических особенностей.

На протяжении раннего возраста в строении и функциях отдельных органов происходят существенные изменения. В мягкой хрящевой ткани скелета начинает появляться костная ткань с пластинчатой структурой, намечаются изгибы позвоночника. Мышцы и сухожилия отличаются слабостью и растут медленно, но улучшаются их сократительные свойства, быстро идет развитие инновационного аппарата, что в целом положительно сказывается на двигательной функции. Вес сердца ребенка значительно увеличивается (к двум годам в 3 раза, еще быстрее возрастает его ударный объем. Это обеспечивает высокий уровень обменных процессов, возможности для активных движений. Самый высокий темп отмечается в развитии нервной системы — происходит милинизация нервных волокон, быстрый рост мозга, развитие анализаторных систем, установление связей между различными отделами мозга.

Публикация «Методика физического воспитания в раннем возрасте» размещена в разделах

Таким образом появляются предпосылки для развития психики, моторики, полноценного физического развития ребенка. При этом определяющим фактором является правильное воспитательное воздействие со стороны взрослых. Первостепенное значение на первом году жизни приобретают следующие задачи:

1. Создание оптимальных физиологических условий бодрствования и сна: уравновешенное активное поведение, преобладание бодрого, хорошего настроения, предохранение нервной системы от переутомления.

2. Обеспечение специальных мероприятий по закаливанию, укреплению детского организма, повышения иммунитета к заболеваниям.

3. Воспитание элементарных навыков опрятности.

4. Развитие и укрепление крупных мышечных групп, обеспечивающих процессы обмена, появление статических и локомоторных функций (ползание, поднимание на ноги, ходьба и другие элементарные движения, связанные с перемещением в пространстве).

5. Развитие произвольных движений рук во время действий с предметами.

На втором и третьем году жизни по мере освоения ходьбы возрастает самостоятельность, двигательная активность ребенка, происходит овладение целым рядом бытовых действий. Поэтому наряду с заботой об охране здоровья, своевременном физическом развитии, закаливании организма ребенка в центре внимания взрослых должно быть:

1. Приучение детей самостоятельно и охотно съедать предложенную пищу.

2. Воспитание элементарных культурно-гигиенических навыков.

3. Формирование двигательных навыков, прежде всего ходьбы; активные упражнения в лазанье, перелезании, в ловле и бросании мяча; упражнения в непродолжительном беге и подскоках.

4. Развитие движений кистей рук.

5. Развитие простейших пространственных ориентировок в движении.

6. Развитие временных ориентировок в движении — умение одновременно с другими начинать и кончать движение в соответствии с указанием, сигналом.

7. Развитие самостоятельности при выполнении упражнений, бытовых действий.

В раннем возрасте режим — основа правильного развития и воспитания ребенка. В течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. В связи с закономерностями сна и бодрствования разработаны возрастно-дифференцированные режимы.

В первой группе детей раннего возраста организуется дифференцированный режим для трех возрастных подгрупп : от 2,5— 3 мес. до 5—6 мес; от 5—6 до 9—10 мес; от 9—10 мес. до 1 года.

Работа персонала при четком разграничении обязанностей организуется последовательно с подгруппами: пока детей одной подгруппы кормят, другие бодрствуют, третьи спят. Внутри подгруппы также соблюдается дифференцированный подход: детей ослабленных и тех, кого дома поднимают в шесть часов, укладывают спать раньше и поднимают позже; каждого проснувшегося ребенка поднимают, не дожидаясь пробуждения остальных; тех детей, которые проявляют нетерпение при виде пищи, начинают кормить раньше.

Смена одного возрастного режима другим проводится постепенно, после тщательного изучения ребенка во всех его проявлениях, так как преждевременные изменения в режиме или задержка в переводе на следующий режим могут принести вред. Следует учитывать ряд показателей, определяющих своевременность нового режима: медленное засыпание, раннее пробуждение; сохранение активности до конца бодрствования; появление беспокойства после кормления и признаков голодного возбуждения, возникающего задолго до него.

Все режимные процессы проводятся в определенное время, в одном и том же порядке. При переходе от одного режимного процесса к другому нужно заранее предупреждать ребенка об этом, создавая так называемую «установку», иначе может появиться отрицательная реакция. Нельзя оставлять ребенка в бездеятельном состоянии; он тут же начинает шалить или капризничать. До начала любой процедуры, нового режимного момента нужно постараться привести ребенка в спокойное состояние, вызвать положительные эмоции.

При проведении отдельных процедур необходимо учитывать их специфику. Так, кормить грудного ребенка следует после сна. Нарушение этого правила приводит к тому, что часть периода бодрствования ребенок оказывается голодным, так как грудное молоко переваривается в течение 2—2,5 часа. Вследствие этого ребенок начинает капризничать, и бодрствование не используется полноценно для развития ребенка, так как не создаются условия для его активности.

Для укрепления здоровья, полноценного развития нужно постепенно увеличивать пребывание ребенка на воздухе до 5—6 часов в сутки. В хорошую солнечную погоду (осенью и зимой) лучше выносить детей на открытый солнечный балкон, в плохую погоду — на застекленную веранду.

Укладывая спать, нельзя ребенка качать, похлопывать, петь, так как вырабатывается условный рефлекс на добавочные раздражители, и сон становится прерывистым.

В работе с детьми первого года жизни много времени расходуется на гигиенический уход. Необходимо это время максимально использовать для воспитательной работы : ласково поговорив с ребенком, заинтересовать игрушкой и т. п.

В группе детей второго года жизни существует два режима. Завтракают дети не более чем через час после пробуждения, ужинают за час до ночного сна. С двухразового дневного сна детей постепенно к полутора годам переводят на одноразовый. Прогулку с детьми до полутора лет проводят в осенне-зимний период один раз в день, со второй старшей подгруппой — два раза в день. Занятия организуют с подгруппой детей. Одной из важных задач, включаемых в режим, становится развитие у детей посильной самостоятельности, формирование простейших умений.

Дети третьего года жизни переходят на один режим.

Для детей первых месяцев жизни наиболее целесообразным является грудное вскармливание (или донорское молоко). При этом в питание детей вводят рыбий жир, овощные и фруктовые соки, а с пяти месяцев начинают прикармливать кашами и киселями. Кормление детей проводится через 3—3,5 часа в гигиенической обстановке, в установленное время, сразу после пробуждения. В детском учреждении кормление детей, нуждающихся в полном обслуживании, проводится последовательно: воспитатель поднимает одного ребенка после сна, кормит его и выкладывает в манеж. На втором году жизни организуется питание детей по подгруппам. Детей сажают за низкий прямоугольный стол (стулья с подлокотниками, и воспитатель оказываетчпомощь каждому ребенку. Наряду с этим детей продолжают приучать пользоваться ложкой, держать чашку, есть быстрее, хорошо пережевывать пищу. Важно при этом убеждать ребенка, что он все может сделать сам, постепенно предоставлять ему возможность действовать более самостоятельно.

Дети третьего года жизни могут есть не только самостоятельно, но в основном и аккуратно. Во время еды должна быть спокойная обстановка: замечания, указания воспитатель делает индивидуально, негромко.

Воспитание гигиенических навыков начинается очень рано. Уже в 3—4 месяца при соответствующей работе могут появиться первые навыки опрятности. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Важным условием для начала формирования гигиенических навыков является систематичность всех необходимых операций.

Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудничек и т. д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3—4 ребенка).

В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В полтора-два года ребенок почти все может с себя снять, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.

На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать навыки культуры поведения: детей приучают спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить после еды, за оказанную помощь.

На третьем году жизни дети не только более самостоятельно могут одеваться, раздеваться и т. д., но и знают определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с ребенком выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы тесный контакт и единство требований персонала детского учреждения и родителей.

С детьми первого года жизни начиная с 1,5—2 мес. массаж и гимнастику проводят каждый день индивидуально. В соответствии с развитием детей содержание упражнений меняется. В возрасте с 1,5—3 мес. используются поглаживающий массаж рук, ног, живота, спины и упражнения, основанные на рефлекторных реакциях ребенка.

С 3 до 6 мес. в занятия с ребенком могут быть введены приемы растирания, разминания, похлопывания, пассивные упражнения (скрещивание и разведение рук, сгибание и выпрямление рук и ног и т. д., активные упражнения для мышц туловища, повороты со спины на живот, сгибание позвоночника и ног в положении лежа на спине, на весу — на руках взрослого, разгибание позвоночника в положении лежа на животе, присаживание и приподнимание при поддержке за руки.

С 6 до 9 мес. сохраняются все приемы массажа, широко используются активные упражнения из исходного положения лежа (с помощью взрослого). Часть упражнений может быть выполнена по речевой инструкции.

С 9 до 12 мес. большинство упражнений выполняется активно, особенно связанные с наклоном, выпрямлением туловища. Включаются активные упражнения в приседании, переступании, ходьбе. В занятиях с детьми второго года жизни обращается особое внимание на овладение ходьбой, лазаньем, на бросание предметов, развитие равновесия.

Для детей третьего года жизни рекомендуются более разнообразные упражнения. Развитие речи детей, расширение их представлений об окружающем мире позволяет использовать образные, имитационные движения («Деревья качаются», «Колобок», «Кошка выгибает спину» и т. д.).

Кроме специально проводимых занятий, развитие движений происходит в процессе активного бодрствования, во время утренней гимнастики, игр, прогулок и т. д.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Конспект занятия «Как ухаживать за комнатными растениями в раннем возрасте, или Наши первые открытия»Конспект занятия «Как ухаживать за комнатными растениями в раннем возрасте, или Наши первые открытия» Цель: Формирование у детей представлений о структуре трудового процесса. Задачи: 1. Учить детей - с помощью моделей принимать цель, определять.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика физического воспитания в раннем возрасте
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 14:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика физического воспитания в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Ляйсян Нургалиева (УИ 2314064) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД