Елена Жарова
Методика физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультура для детей с ОВЗ— важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дефицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду. Занятия физкультурой детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные. Одной из которых является авторская программа Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления».
Публикация «Методика физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Реализуя эту программу, мне пришлось посмотреть на привычные догмы, существующие в физическом воспитании, совершенно по-иному и согласиться с утверждением автора, что «в природе уже давным-давно все есть - необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности». Н. Н. Ефименко видоизменил структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в природе нет ничего лишнего, а предыдущий вид движения предопределяет следующий.
Театр — игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Ключевые моменты этой системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной – постепенное увеличение нагрузки, от упражнений лежа – к ходьбе, бегу, прыжкам).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали.
3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой).
4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников (играя – оздоравливать, играя – воспитывать, играя – развивать, играя – обучать).
6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями,
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции;
10. Через движение и игру – к воспитанию Человека будущего : комплексная педагогика жизни.
Принцип метода двигательной реабилитации: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8двигательных режимов, или «8 золотых формул».
Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.
1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.
2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени средние четвереньки с опорой на ладони и колени высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.
3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку лежа на спине лежа на животе.
4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам» : головой (шейным отделом позвоночника) плечевым поясом и руками мышцами туловища (грудь, живот, спина) тазовым поясом нижними конечностями все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках. в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами
5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными, затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). «Ползанье по-пластунски» «Ползанье на нижних четвереньках» «Ползанье на средних четвереньках» «Ползанье на высоких четвереньках».
6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).
7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).
8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие. Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.