Комарова Кристина
Методика диагностики эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Глава 2: «Методика диагностики эмоционального интеллекта у докшольников»
Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника
Преподаватель психологии Национального института по подготовке воспитателей детских садов (г. Хошимин, Социалистическая Республика Вьетнам, аспирант кафедры общей и педагогической психологии Воронежского государственного педагогического университета Нгуен Минь Ань продолжил своё исследование (на базе МДОУ № 138, г. Воронеж) с целью разработать методический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника. В инструментарий были включены анкета для воспитателей и родителей и набор диагностических методик для детей. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям.
Публикация «Методика диагностики эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Анкеты анализируются психологом, и поскольку ответы могут быть противоречивыми, после обсуждения с другими педагогами составляется «эмоциональный портрет» ребёнка. Диагностические методики помогают выявить эмоциональную ориентацию детей (на мир вещей или на мир людей, на себя или на другого человека, а также способы адекватного решения возникающих проблем с опорой на эту ориентацию.
Теоретико-методологическую основу психодиагностического исследования составили положения проективной психологии и арт-терапии дошкольников (Л. С. Выготский, В. Вульф, Дж. Дилео, П. Пиотровска, М. Прудомью, Х. Рид, К. Риччи, Г. Сперинг, Х. Энг, согласно которым в детских рисунках прослеживаются определё нные закономерности: ребёнок рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле; ребёнок рисует не предмет сам по себе, а своё представление о предмете; детский рисунок отражает внутренний мир ребёнка, его переживания и главное – то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словестных методик и тестов; во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребёнка, но и эмоциональная.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Обработка результатов. • 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; • 1 балл – изображено человеческое лицо; • 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта : • Низкий: 0 баллов; • Средний: 1 – 2 балла; • Высокий: 3 – 6 баллов
Проективная методика «Три желания».
Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.
Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!». Обработка результатов. • 0 баллов – рисунок отсутствует; • 1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»; • 2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей». Уровень развития эмоционального интеллекта : • Низкий: 0 – 3 балла • Средний: 4 балла • Высокий: 5 – 6 баллов По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для детей этого возраста характерны одинаковые желания: «Учиться в школе на одни пятёрки»; «Чтобы мы переехали на новую квартиру». Почти все девочки хотят приобрести вещи лично для себя (серьги, куклу, часы, ролики, котёнка и т. д.). Интересен диалог психолога с мальчиком, который показывает высокий уровень развития эмоционального интеллекта : – Первое моё желание – чтобы у мамы был мешок денег. – Почему? Ей не хватает денег? – Да, и потому что она много работает. – А второе желание? – Чтобы у папы был мешок денег. – Почему? Ему тоже не хватает денег и он тоже много работает? – Да. – И третье желание? – Ну, чтобы у меня тоже был мешок денег. – А зачем тебе деньги? – Я бы хотел купить сотовые телефоны двоюродным сестре и брату. – Для чего им нужны сотовые телефоны? – Они уже взрослые и встречаются со своими любимыми. Я думаю, что им трудно без сотовых телефонов. – Я смотрю, у тебя ничего для себя не осталось, даже своих денег. Ты вообще чего-нибудь желаешь для самого себя? – Да, я бы хотел для себя приобрести компьютер. Но я думаю, что после того, как куплю сестре и брату телефоны, у меня останется мало денег. Не хватит.
Методика «Что – почему – как».
Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек: «Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом. На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков: «Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь. В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов. Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей. Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера). Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам? • 0 баллов – ребёнок не отвечает или даё т такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно». • 1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам; • 2 балла – конструктивное решение проблемы. Варианты конструктивного решения: - старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям; - старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо; - старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться. «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил?» • 0 баллов – ребёнок не понимает вопроса. • 1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали». • 2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются» Как бы ты поступил (а) в такой ситуации? • 0 баллов – ответ отсутствует. • 1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками». • 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека. Уровни развития эмоционального интеллекта : • Низкий: 0 – 2 балла; • Средний: 3 – 4 балла; • Высокий: 5 – 6 баллов.
Методика «Метаморфозы» в модификации Н. Я. Семаго, М. М. Семаго.
Методика представляет собой системный вариант, который базируется на нескольких проективных техниках, в частности «Тест предпочитаемого животного», описанного испанским психиатром Хосе Пигемом и «Тест метаморфоз» Жаклин Руайер (Франция). В СНГ методика в данной модификации применялась Н. Я. Семаго в работе с детьми г. Москвы и Московской области. За период работы с данной методикой было обследовано более 2000 детей. [119; C.261-273]. Ценность данной методики состоит в том, что она очень четко выявляет проблемные зоны и позволяет сформировать представления о скрытых, часто неосознаваемых потребностях, защитах и опасениях, а также стратегиях самопредъявления (Бланк 5)
Процедура проведения:
Проведение методики состоит из следующих этапов:
1. Позитивный выбор.
Ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Если бы тебе предложили на время превратиться в какое-либо животное, позволив выбрать, какое животное ты бы выбрал? Каким животным хотел бы побыть?»
После ответа ребенка, задавался вопрос «Почему именно этим животным?»
Аналогичным образом предлагались вопросы в категориях: растения, мебель, вещь, игрушки.
2. Негативный выбор
На этом этапе ребенку задаются противоположные вопросы: «В какое животное ты бы ни за что не захотел превращаться?»
После выяснялось, почему ребенок дал такой ответ. Процедура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.
Процедура оценки и анализа результатов:
Защитные выборы – представляют собой те, в которых объект превращения оказывается максимально защищенным, минимально уязвимым. Характерные ответы (выборы предпочтения) : «драконом – он в железном панцире, его не убить», динозавром – он такой огромный, ему никто не страшен», «кактусом –он колючий, его не трогают», «розой – она красивая и колется, ее не сорвать», «ценной вазой – она стоит в музее, ее не трогают и не разобьют».
Среди выборов отвержения: «жабой - ее легко затоптать», «бабочкой – они беззащитные», «зайцем – на него охотятся», «травой- ее топчут», «ромашкой (подснежником) – ее срывают», «стулом (табуреткой) – они ломаются».
Подобные ответы демонстрируют повышенный уровень тревожности, в том числе социальной, неуверенность в своих силах, ощущение незащищенности.
Агрессивные выборы – предполагают, что объект превращения агрессивен и представляет угрозу для окружения. Характерные ответы: «лев (тигр, леопард) – они самые сильные, могу всех победить», «волк – он злой, сильный, его боятся». «Нож – им можно порезать», «топор – он может все разрубить» и. т. п.
Характерные ответы отвержения – «заяц, он слабый, не может дать сдачи», «червяком – на него можно наступить, а он ничего сделать не может, чтобы не наступали».
Данные выборы отчасти, по своей направленности совпадают с защитными выборами. У авторов данной модификации методики, не отражены достаточно четкие критерии их дифференциации. Однако, при более глубоком анализе ответов, можно обнаружить, что часть из них связана с мотивом «не может ответить агрессией на агрессию». Поэтому ответы подобного типа, были включены нами в данную группу.
Демонстративные выборы – выражают потребность находиться в центре внимания, привлекать к себе внимание. Обоснованием выбора становились внешние признаки объекта превращения (красивый, ценный, престижный).
Среди выборов предпочтения наиболее часто встречаются следующие:
«Кошечка (котик) – она красивая», «Роза – это самый лучший цветок», «Брильянт – он самый ценный».
Среди выборов отвержения наиболее часто объекты отвергаются по причине своей внешней непривлекательности, обыденности, также звучит тема старых, заброшенных вещей («жаба – она мерзкая», «трава – ее везде много, ничем не интересна», «старый ботинок на мусорнике – он отвратительный» и т. п.)
Самоутверждающие выборы – ориентированы на подчеркивание и утверждение собственной значимости, самоценности, независимости. В аутентичном варианте методике не производится разделения по принципу самоутверждения в социуме и ценностного самоутверждения. Однако, мы сочли необходимым ввести эти подварианты ответов, так как в процессе работы с детьми, стало очевидно наличие этих двух различных тенденций.
Ценностные самоутверждающие выборы, подчеркивают потребность в самостоятельности, независимости, свободе выбора. В связи с этим, в них часто проявляются мотивы полетов, парения в воздухе, устойчивости (от внешних воздействий).
Наиболее часто среди предпочтительных самоутверждающих выборов в ответах детей встречаются следующие: «птица – летает, где хочет», «дуб – он мощный», «перекати-поле – оно везде катается, не стоит на месте», «марсоходом - он сам решает, куда ему ехать».
Среди выборов отвержения, наиболее часто отмечаются ответы, связанные с темой зависимости, беспомощности, униженности: «глист – противный, сам ничего не может, паразитирует только», «носки (трусы) – грязные, неприятно», «погремушкой – ее бестолковые дети грызут, швыряют».
Социально-иерархические выборы отражают тенденцию к желанию доминировать, управлять, оказывать влияние на других с помощью не столько личных качеств, сколько своего положения. «Лев – это царь зверей», «медведь – он самый главный в лесу», «робот – он всех выше и сильнее», «игрушечный генерал – он командует солдатиками», «часы – они всех подгоняют».
Выборы отвержения, напротив, связаны с низким «социальным положением» – «койотом – над ним все смеются», «крысой – ее все гоняют, по углам прячется», «шапкой бомжа – она такая же, как и ее хозяин».
Социально одобряемые выборы – как правило, отражают альтруистическую направленность мотивов ребенка его ориентацию на социальные нормы. В ответах, как правило, звучат мотивы пользы: «собака – она помогает человеку», «холодильник – он самый важный в хозяйстве», «диван – от него много пользы», «мухоловка – не хочу маленьких насекомых обижать».
Для выборов отвержения характерны ответы: «долгоносик (колорадский жук) – это вредитель», «крапива – это сорняк, от него нет пользы», «сломанная табуретка – не ней нельзя сидеть» и т. п.
Негативистичные выборы характеризуют как протестные, связанные либо с негативным отношением к процедуре тестирования, либо, как своего рода защитную, протестную позицию (к навязываемым социальным нормам и предпочтениям). Основной лейтмотив подобных высказываний звучит как «отстаньте от меня», «не трогайте меня», «а я буду делать наоборот».
Поэтому среди выборов предпочтений, можно отметить такие, наиболее характерные: «розетка – чтобы меньше лезли», «муравей – они работать любят, а я – нет», «какашкой – чтоб от меня все отстали».
Негативистичные выборы отвержения представлены неприятием того, что общепринято считать красивым, полезным, приятным: ««розовым зайчиком – таким гламурным, что аж противно», «чашкой – все лапают постоянно», «стулом – на нем сидят постоянно и давят-давят».
Также встречались ответа, которые сочетали несколько мотивов к тому или иному выбору: «белочка – они хозяйственные, красивенькие, пушистые» - очевидно наличие выбора по критериям «социального одобрения» и «демонстративности».
«Кабан – некультурные, еще их режут» - «социального одобрения» и «защиты», «телевизор – он показывает, всегда интересно, из-за него всегда спорят, что смотреть» - «социального одобрения» и «демонстративности». Учитывая, что именно второй мотив оказывался более значимым (так как первый, всегда отражал социально одобряемые тенденции, он и засчитывался как основной.
Методика – «Страна эмоций (Громова Т. В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)
"Страна эмоций" — психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребенку познакомиться со своими эмоциями и подружиться с ними. Методика имеет широкий спектр применения, может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.
Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции : радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3—7 лет, в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:
Кто изображен на картинке?
Что он делает?
Как он себя чувствует?
Как ты догадался об этом?
Опиши картинку.
Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?
Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?
При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника — и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций : радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.
Что ты любишь?
Что ты не любишь?
З. Когда тебе весело?
Что ты делаешь, когда тебе весело?
Когда тебе грустно?
Что ты делаешь, когда тебе грустно?
Когда тебе страшно?
Что ты делаешь, когда тебе страшно?
Когда ты злишься?
Что ты делаешь, когда злишься?
Когда ты удивляешься?
В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей :
природные явления («Люблю, когда тепло на улице, светит солнышко», «Люблю, когда наступает лето»);
предметы, удовлетворяющие бытовые потребности («Люблю вкусные конфеты», «Люблю пирожные», «Не люблю геркулесовую кашу», «Не люблю пить лекарства», «Люблю, когда много игрушек», «Люблю красивые платья»);
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками («Люблю, когда рядом мама», «Люблю играть мальчиками, мне с ними весело»);
нарушение или соблюдение правил поведения и моральных норм («Не люблю, когда обзываются, дразнятся», «Не люблю, когда дерутся»);
ситуации из литературы, кинофильмов, книг («Боюсь оставаться одна дома», «Боюсь привидений», «Я люблю ужастики»);
деятельность или действия, совершаемые самим ребенком («Люблю играть», «Люблю рисовать»);
недифференцированные представления об эмоции («Я люблю, когда люблю», «Я веселый, когда веселый»).
Действия, которые ребенок связывает с определенной эмоцией :
адекватность действий переживанию («Когда мне грустно, то я плачу», «Когда мне весело, я пою песни или смеюсь»);
несоответствие указанных действий эмоциям, называние одних и тех же эмоций как соответствующих разным переживаниям («Когда мне весело, я играю. Когда мне грустно, я играю»);
неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.
Показатель степени осознанности переживания характеризуется развернутостью ответов:
ответ краткий («Я люблю играть»);
ответ краткий, но становится более развернутым при дополнительных вопросах взрослого;
ответ развернутый и подробный.
При подведении итогов исследования подсчитываются предметы, ситуации, действия, которые чаще пугают дошкольников, радуют или заставляют грустить. Делается вывод о том, какие эмоции дети лучше осознают на разных возрастных этапах.
Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников
Выделенные параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполнения им заданий графических методик : «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домиках», «Дом, дерево, человек».
Комплексное применение методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности.
Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников.
В рисуночных методиках, в частности, можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если:
рисунок начинается с изображения ног и ступней;
фигура человека на рисунке очень маленькая;
в рисунке присутствуют облака;
у нарисованного человека покатые плечи;
в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).
О положительном эмоциональном фоне свидетельствует выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.
Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит о преобладании отрицательных эмоций. Однако необходимо проявлять осторожность при интерпретации этого показателя скорее всего, он достоверен только для правшей, т. е. для детей с ведущим левым полушарием.
Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать :
штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);
штриховка, выходящая за контуры фигуры;
стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
предпочтение красных тонов.
Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры — показатель чрезмерно нагрузочных, негативных переживаний, связанных с ними.
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:
выполнение изображения короткими штрихами;
наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры, если это не обусловлено недостаточно сформированными навыками рисования;
изменчивый нажим карандаша;
отсутствие изображения шеи.
Анализируя выполнения ребенком заданий рисуночных методик, можно получить информацию об уровне его самооценки.
О высокой самооценке свидетельствуют :
крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);
сильный, уверенный нажим;
длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.
На уровень низкой самооценки указывают:
расположение рисунка в нижней части листа;
частые стирания;
слабый нажим (может быть связан с астенизацией ребенка);
изображение несоразмерно маленького туловища;
отсутствие изображения ног.
Показатели противоречивой самооценки
(высокий уровень сочетается с неуверенностью в своих силах) :
расположение человека в верхней части листа;
изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция придать себе значимость, превозносить себя в воображении);
уход от выполнения задания — ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;
штриховка ног, преувеличенный размер обуви.
Такие показатели, как изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки, могут свидетельствовать как о неустойчивой, так и о низкой самооценке.