Абдулатиф Мавланов
Методическое сопровождение преподавания английского языка в высшей школе
▼ Скачать + Заказать документы
Преподавание английского языка в высшей педагогической школе является важной частью в учебном процессе в вузе. Поэтому, профессорско- преподавательскому составу нужно использовать методическое сопровождение на занятиях. Но для этого нужно разобраться, что же это такое? Методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Публикация «Методическое сопровождение преподавания английского языка в высшей школе» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Английский язык для дошкольников
- Иностранный язык в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Следовательно, методическое сопровождение нам дает новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Современные образовательные стандарты высшего образования на сегодняшний момент делают акцент на обучение иностранному языку, а именно на деловую и профессиональную коммуникацию. В связи с этим, по мнению Т. В. Лузяниной, деловой английский язык является одной из востребованных дисциплин в подготовке специалистов разных областей таких как: финансы, промышленность, торговля, педагогика, психология, менеджмент, экономика и т. д. Тaк кaк, английский язык является универсальным средством делового общения, он помогает будущим студентам-профессионалам овладеть различной терминологией, и погрузиться в языковую среду человека, также понять коммуникативные механизмы убеждения и сотрудничества с присущими для них средствами межкультурной коммуникации.
Одним из приоритетных направлений реформирования образования, определенных Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», является необходимость «достижения качественно нового уровня в изучении иностранных языков» [10].
В отличие от других дисциплин, иностранный язык - это целая отрасль знаний, так как раскрывает перед человеком мир иноязычной культуры, а также новые стили. Несмотря на актуальные вопросы профессиональной подготовки в области иностранного языка, существует ряд противоречий, которые связанны с дидактическими и методическими аспектами преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении, в частности: трудности, связанные с «культурно-дидактическими и социально-психологическими сторонами процесса, которыми будут овладевать студенты коммуникативных и межкультурных компетенций [3]; противоречия в создании методически обоснованных программ интегративных учебных пособий и программ, связанных с практико-ориентированным подходом, разработкой методической модели курса английского языка; сложные вопросы, касающиеся использования инновационных образовательных технологий для оптимизации учебного процесса в смешанном формате обучения.
В нашем государстве есть такая потребность в высококвалифицированных специалистах, которые способны к установлению деловых контактов и делового сотрудничества с иностранными партнерами, специалистами, владеющими иностранным языком на профессиональном уровне, они находят отражение в учебных программах различных университетах.
В настоящее время английский язык является не просто частью культуры определенных статусов, но и конечно же, это является залогом успеха, в будущей удачной карьеры студентов высших учебных заведений. Российский психолог, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Берулава Г. А., считает что достижение высокого уровня владения английским языком невозможно без первой фундаментальной языковой подготовки в высшей педагогической школе [3]. В большинстве вузов студенты могут овладеть по крайней мере, двумя иностранными языками. Преподавателю важно знать новейшие методы преподавания дисциплине инострaннoгo языкa. При этом следует отметить, что использование специальными учебными технологиями и приемами ведет к получению оптимально подобранным методам преподавания, в соответствии с уровнем знаний, потребностей и интересов студентов. Ведь методы обучения не являются, такими простыми, a их рациональное и мотивированное использование на уроках иностранного языка требует креативного подхода со стороны преподавателя, ведь педагогика является наукой и искусством одновременно, поэтому и подход к выбору методов обучения должен основываться на творчестве преподавателя высшей педагогической школы.
Цель статьи – это обзор некоторых тенденций в современном мире, развития методов преподавания иностранных языков в высшей педагогической школе. А что же ученые вкладывают в понятие «метод»?
Методы oбучения — это «упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное развитие обязательств учебно-воспитательных задач» [4]. Еще метод обучения выступает инструментом деятельности учителя для выполнения руководящей функции, которым является обучение.
Метод обучения реализуется через использование и осуществление ряда приемов обучения, а также различных подходов и рабочих технологий. А теперь мы порассуждаем, что же такое приемы обучения? Одним из определений, которое дает ученый, общественный деятель, Клименкова, М. Ю., звучит так: «Приемы обучения — совокупность конкретных учебных ситуаций, способствующих достижению промежуточной цели конкретного метода» [8].
Однако, в преподавательской практике преподаватели иностранных языков часто применяют проверенные временем стандартные учебные методы. Иной раз процесс преподавания языка, как это ни прискорбно, продолжает оставаться грамматико-переводного метода. Требования же к уроку иностранного языка со временем будут меняться, так как разрабатываются новые методы обучения, где на современном этапе развития науки можно определенно сказать, что те времена, когда достаточным доказательством освоения языка было умение переводить с иностранного языка и наоборот адаптированных текстов уже прошли.
А в условиях реформирования высшей школы должны меняться также и образовательные технологии преподавания иностранных языков. Аверьянова С. В., высказывается по языковому образованию, как по постепенной модернизации, которая идет путем внедрения рейтинговой системы обучения английским языкам, междисциплинарная интеграция, демократизация образования вызывает к жизни инноваций составляющие преподавания иностранных языков [1]. Все это выдвигает перед преподаванием и преподавателем иностранного языка в вузах новые требования. Целью обучения английскому языку в высшей школе на современном этапе является овладение студентами коммуникативными компетенциями, которые позволят реализовать их знания, умения, навыки для решения конкретных коммуникативных задач в реальных жизненных ситуациях. Иностранный язык выступает как средство коммуникации, общения с представителями других наций, потому что в образовании продолжает развиваться и в дальнейшем культурологический подход в обучении в рамках концепции с целью формирования грамотности студентов.
Таким образом, мы думаем, что в современном вузе не должно быть места для таких процессов, как учить наизусть, бездумное заучивание текстов на иностранном языке, не имеющие практической ценности для будущей жизнедеятельности студентов. Студенты должны быть подготовлены на основе качественного современного учебного материала к сознательному использованию английского языка в дальнейшей жизни и работе. Ввиду этого, хорошее знание иностранных языков будет продолжать оставаться в дальнейшем одним из ведущих требований работодателей. В этом плане именно на университеты возлагается ответственность в качественном обеспечении студентов комплексом языковых знаний, умений, навыков, это требует, прежде всего, от учебного заведения систематически создавать условия для повышения квалификации своих педагогических работников, обеспечить заведение надлежащей материально-технической базой. Качественная языковая подготовка студентов невозможна без использования современных образовательных технологий.
Список литературы
Аверьянова, С. В. Роль «Кейс стади» в профессиональной подготовке будущих экономистов- международников на занятиях по иностранному языку // [Текст] / Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 8. – C. 56–59.
Барышников, Н. В., Бернштейн В. Л. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение [Текст] / – 2018. – № 43. – С. 136–147.
Берулава, Г. А., Берулава, М. Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе[Текст] / Педагогика, 2010. – № 4. – С. 11.
Внедрение в современный учебный процесс инновационных технологий обучения: монография /[Текст] / М. В. Фоминых, Б. А. Ускова, Н. О. Ветлугина, Т. В. Лузянина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та, 2021. – 95 с.
Демченко, Е. Н., Панкова, В. Ю. Оценка эффективности применения метода кейс-стади в обучении профессиональному английскому студентов с разноуровневой лингвистической компетенцией [Текст] / Общество: социология, педагогика. 2017. – № 11. – С. 52–54.
Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы : от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов [Текст] / М. Н. Дудина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
Ильина, О. К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, техно- логия обучения. Шестой межвузовский семи- нар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. [Текст] / под общ. ред. Л. Г. Ведениной. М. : МГИМО-Уни верситет. 2009. – С. 253–261.
Клименкова, М. Ю., Спинова Е. А. Профессиональное образование: изучение теории и практики ведения переговоров на английском языке [Текст] / Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 1. – С. 31–35.
Методика обучения иностранному языку : учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
© Мавланов А. Ш., Исламова З. И., 2022