Наталья Леонидовна Жуковская
Методическое сопровождение педагогов по организации НОД по физическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей физического воспитания детей дошкольного возраста является улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т. д.) и воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).
Публикация «Методическое сопровождение педагогов по организации НОД по физическому воспитанию» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту и находится в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием.
Средствами физического воспитания являются физические упражнения, закаливающие факторы; важная роль отводится рациональному общему режиму жизни и, в частности, двигательному режиму детей.
Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой ДО ДОУ. Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
- утренняя гимнастика,
- физкультурные занятия,
- физкультурные минутки,
- подвижные игры, игры-соревнования, физические упражнения на прогулке,
- спортивные упражнения,
- досуги.
Ежедневно в режиме дня отводится время для самостоятельной двигательной деятельности детей, предусматривается проведение физкультурных праздников, дней здоровья.
Вся работа по физическому воспитанию осуществляется инструктором по ФЗК и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны старшего воспитателя.
Проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях, проводятся, не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение года.
В годовом плане работы дошкольного учреждения предусмотрены дни совместного посещения групп заведующей, старшим воспитателем, медицинской сестрой с целью осуществления контроля за общим двигательным режимом и организацией различных форм физического воспитания.
Для достижения уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.). Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи - оздоровительные, образовательные и воспитательные. Осуществляя педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, старший воспитатель должен ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план и содержание занятий требованиям программы для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей.
Физкультурные занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.
Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма.
Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп - плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота, подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т. д.
Подбор упражнений должен быть разнообразным, с чередованием их для различных мышечных групп, чтобы обеспечить распределение мышечной нагрузки равномерно на конечности и туловище.
Упражнения проводятся с использованием физкультурных пособий и без них.
С помощью общеразвивающих упражнений формируется правильная осанка, развиваются некоторые физические качества (ловкость, гибкость, сила, быстрота, совершенствуется координация движений.
Затем следуют упражнения в основных движениях - обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии происходит сочетание обучения и закрепления 2 - 3 движений.
Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскоки, лазание и т. п.).
Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей.
В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игра малой подвижности с двигательными заданиями.
С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей.
Чтобы создать условия для удобного и многократного повторения движений, инструктор использует разные способы организации детей в зависимости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования. Возраста детей, собственных умений: фронтальный способ, посменный, групповой, поточный.
Общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста:
3 - 4 года - 15 - 20 минут;
4 - 5 лет - 20 - 25 минут;
5 - 6 лет - 25 - 30 минут;
6 - 7 лет - 30 - 35 минут.
Каждая из частей занимает соответственно:
вводная - 2 - 6 минут;
основная - 15 - 25 минут;
заключительная - 2 - 4 минуты.
В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3 - 7 минут, на основные виды движений - 8 - 12 минут и на подвижную игру - 4 - 6 минут.
Продолжительность каждой части занятия и конкретный программный материал определяются задачами, которые ставит воспитатель на данном занятии, возрастом и подготовленностью детей, условиями проведения: в зале, на улице.
Хотелось бы особое внимание обратить на повышение двигательной активности детей.
Повышение уровня двигательной активности детей, функциональных возможностей их организма, закаленности достигается при проведении физкультурных занятий круглый год на открытом воздухе.
Как показали специальные исследования, эффективность таких занятий обеспечивается использованием физических упражнений, направленных на воспитание качества общей выносливости.
Такие занятия проводятся с детьми 5, 6 и 7 лет. Их методика предусматривает все требования программы с учетом возрастных возможностей детей. На занятиях используется бег с различной скоростью. В каждое занятие включается 5 пробежек: две - со средней скоростью (2,5 - 3 м/сек., три - с медленной (1 - 1,7 м/сек.) и несколько отрезков в быстром темпе. Пробежки с медленной скоростью проводятся в вводной, основной (после закрепления основного вида движений) и заключительной частях занятий. Пробежки со средней скоростью используются в основной части (после общеразвивающих упражнений и изучения основного вида движений). Бег в быстром темпе дается детям в игре или эстафете. Продолжительность бега зависит от возраста и особенностей моторики детей и составляет 1 - 3,5 мин. Повышение уровня двигательной активности детей обеспечивается особенностями методики, а также возможностью проведения занятий на значительно большем пространстве по сравнению с физкультурным залом. Закаливающий эффект таких занятий обусловлен проведением их круглый год на открытом воздухе в спортивной одежде.
Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.
При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время – педагогически оправданное время, за вычетом времени, затраченного на простои детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания (педагогически неоправданное время, восстановления нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.
полезное время
Общая плотность = --- x 100.
продолжительность занятия
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80 - 90%.
В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60% до 85%.
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70 - 85%.
время, затраченное на движения
Моторная плотность = --- x 100.
общее время занятия
Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.
Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.
Особое внимание, хотелось бы обратить, на роль воспитателя в проведении физ. занятия. Воспитатель обязан знать физические отклонения у его воспитанников, сроки медицинских отводов, после болезни. Во время проведения инструктором физ. занятия, воспитатель корректирует движения детей с ослабленным здоровьем (контролирует дозировку движений). Воспитатель следит за техникой безопасности при выполнении упражнений, выполняет подстраховку, следит за дисциплиной воспитанников. Чтобы не допускать недисциплинированности, следует до деталей продумывать организацию деятельности детей на занятии бездеятельность – главная причина недисциплинированности. (Что делать всем детям, когда проходит расстановка пособий).