МААМ-картинки

Методическое сопровождение деятельности педагогов по обучению детей дошкольного возраста ПДД

Любовь Смирнова
Методическое сопровождение деятельности педагогов по обучению детей дошкольного возраста ПДД

Дошкольные образовательные учреждения являются основным звеном системы обучения и воспитания детей, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

ПДД регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка Правил для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной дошкольникам дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание.

Публикация «Методическое сопровождение деятельности педагогов по обучению детей дошкольного возраста ПДД» размещена в разделах

Чтобы адаптировать правила к детскому восприятию, некоторые педагоги

самостоятельно преломляют их на уровень понимания дошкольников. Большинство же педагогов, не имея соответствующих методик по обучению дорожной безопасности, читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по Правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания дошкольников.

Анализ имеющейся литературы, позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение детей на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог (многопутных и однопутных, перечня имеющихся дорожных знаков для водителей и т. д. Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание авторов заставить детей механически заучить и запомнить непонятную им информацию. Не всегда оправданы сказочные сюжеты по Правилам дорожного движения, которые дети и воспринимают как сказки без переноса действий героев на свое поведение, что связано с конкретностью их мышления.

Особенности психических процессов ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции, как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании дошкольниками правил безопасности наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в дорожной среде.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Все вышесказанное обусловило создать такие условия, которые будут способствовать решению задач по обучению и воспитанию дошкольников правопослушному и безопасному поведению на дорогах и в транспорте.

Для начала была определена цель и поставлены задачи по проблеме. Основная цель заключалась в разработке методического сопровождения деятельности педагогов по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Старшим воспитателем был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, подобран диагностический материал для изучения уровня знаний воспитанников по дорожной безопасности, разработан план основных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению ПДД на учебный год. Воспитателями были созданы условия в группах для эффективной работы в данном направлении, оформлена предметно-развивающая среда с учетом возраста воспитанников, составлен перспективный план, определены методы, приемы и формы работы с дошкольниками по проблеме.

В процессе реализации цели и задач, поставленных перед педагогическим коллективом ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению детей ПДД, воспитатели учитывали следующие принципы:

1) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития. Так, у дошкольников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот - приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность.

Увидев машину, ребенок не может определить, как быстро она приблизится к нему. Заметив один автомобиль, он не видит другой. Дошкольники замечают на дороге только то, что им известно. Если ребенок не знает особенностей движения транспорта, то никак не реагирует на его появление.

На основе индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения педагоги воспитывали у них положительные привычки, приучали к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

2) Принцип взаимодействия «дети - дорожная среда». Чем меньше возраст дошкольников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку неспособны в полной мере оценить изменения формы и положения движущегося автомобиля — скорость и расстояние до него.

3) Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дети должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Вместе с тем нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом.

Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во-первых, это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во-вторых, внушение страха может сделать ребенка неуверенным и беспомощным и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться, испугаться.

Воспитатели также проводили профилактическую работу с родителями (законными представителями). Объясняли им, что они обязаны сопровождать своих детей по улицам и дорогам с интенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, дети попадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения.

4) Принцип возрастной безопасности. С раннего детства, еще до школы ребенку следует постоянно разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, показывать, например, что машина не может сразу остановиться перед пешеходом. Воспитатели формировали, развивали и совершенствовали целостность восприятия опасной дорожной среды, показывали конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

5) Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

6) Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог воспитывают не только детей, но и их родителей.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах должно определять содержание занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Так, в группе младшего возраста дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом, определяют, из каких частей состоят машины, учатся различать красный и зелёный цвета. В игровом уголке данной группы имеются набор транспортных средств, иллюстрации с изображением транспортных средств, кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора, атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Транспорт»

(разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д., дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».

В младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, помимо предметов, имеющихся в уголке безопасности дорожного движения группы раннего возраста добавлены картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку», макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть, макет транспортного светофора (плоскостной).

Дети средней группы изучают пешеходный переход и его назначение, правостороннее движение на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что, когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения имеется макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки, дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор», на макете улицы нанесен пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения добавлены макет перекрёстка, с помощью которого ребята решают сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Этот макет со съёмными предметами, дети сами могут моделировать улицу. Также дети играют, используя набор дорожных знаков, в который входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Имеются мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Группы оснащены дидактическими играми «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица». Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика, в уголке БДД есть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками», знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Уголок БДД содержит картотеку «опасных ситуаций» (для их показа изготовлен импровизированный компьютер, организовано окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Помимо групповых уголков по безопасности жизнедеятельности, систематично обновляется содержание уголков для родителей по изучению правил дорожного движения. Основная цель создания уголка безопасности дорожного движения – разъяснить родителям (законным представителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Оформляя такой уголок, воспитатели сделали родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог. Педагоги показывают родителям всю серьёзность проблемы, обозначив ситуации, которые часто приводят к трагедии, объясняя в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно.

На 1 этаже в холле ДОО оформлен стенд для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению ПДД, состоящий из составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации. В группах воспитатели размещают информацию для родителей в форме книжек-раскладушек, консультаций, наглядной пропаганды. Уголок для родителей содержит информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе, причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге, перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения, рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями, памятки по организации предметно-развивающей среды по ПДД.

Подводя итоги, следует сказать, что работа по методическому сопровождению деятельности педагогов по обучению детей дошкольного возраста ПДД дала определенный результат: для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения в группах оснащена развивающая предметно-пространственная среда, посредством ознакомления с правилами дорожного движения на занятиях, в режимных моментах в процессе игр, во время проведения развлечений и мероприятий по ПДД у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. Результат работы прослеживается в динамике уровня усвоения детьми знаний по безопасному поведению на дорогах. Педагоги вместе с детьми активно принимают участие в конкурсах различного уровня и занимают призовые места, в течение учебного года организуются выставки детских работ (поделки, рисунки, аппликации, сказки, выставки совместных работ с родителями.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Пение — исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей "Пение - исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста" ко Дню пения на.

Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Игры в самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста» Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при.

Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста» Всем известно, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый.

Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста»Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста» Интересное занятие Нам придумали воспитатели. Из обыкновенных крышек Красивый узор у нас вышел. Описание: пособие предназначено для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение деятельности педагогов по обучению детей дошкольного возраста ПДД
Опубликовано: 5 марта 2024 в 04:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД