Мишина Мария Олеговна
Методическое руководство сенсорного развития дошкольников в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)» [4].
Публикация «Методическое руководство сенсорного развития дошкольников в условиях детского сада» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2022
Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались изучением сенсорного воспитания дошкольников. Среди отечественных – это З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн. Основоположниками этой проблемы стали зарубежные педагоги: М. Монтессори, Ф. Фребель, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци
Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой, величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования представлений о предметах и явлениях действительности. Четкое восприятие, является залогом успешного усвоения обучающего материала и формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.
Работу с дошкольниками по сенсорному воспитанию необходимо использовать:
1. современные педагогические технологии:
-технологии игрового обучения,
-информационно-коммуникативные технологии,
-здоровьесберегающие технологии;
2. разнообразные педагогические методы :
-наглядные,
-словесные,
-исследовательские,
-репродуктивные;
3. различные формы организации деятельности:
-НОД,
-деятельность в режимных моментах,
- работу с родителями.
Изучив данные формы, методы и средства, становится ясно, что повышение качества сенсорного воспитания дошкольников полностью зависит от профессионализма педагогических кадров.
В современном образовании происходят существенные изменения, изменяется статус педагога, полностью изменились требования к уровню профессионализма, к уровню его профессиональной компетентности. В настоящий момент в дошкольные образовательные учреждения требуется не просто педагог, а творческий, компетентный, разносторонний и способный раскрыть свой личностный потенциал педагог, который принимает все преобразования в системе образования. Следует заметить, что компетентность педагогов и качество их образования в современном дошкольном учреждении полностью зависит от грамотного методического руководства старшего воспитателя (методиста, от правильного выбора форм, методов и средств, подобранных для эффективного руководства работой педагогов и повышения их компетентности, улучшения качества образовательного процесса [2].
Сегодня реальный уровень постановки методического руководства в дошкольном учреждении становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать методическое руководство в дошкольном учреждении как нечто первостепенное.
В детских садах сложились определенные формы методического руководства, однако, между различными видами методической работы часто нет должной связи, учета конкретных интересов и потребностей воспитателей. В процессе методического руководства оказывается помощь воспитателю в овладении новым педагогическим мышлением, формируется готовность к решению сложных задач в системе образования, в повышении своего педагогического мастерства. Задача заведующей и методиста дошкольного учреждения заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения профессиональной компетентности.
Существует достаточно много исследований и научно – методических разработок, посвященных методического руководства в дошкольном учреждении (Антонов Ю. Е., Алексанина Н. С., Белая К. Ю., Дуброва В. П., Лосева П. Н., Никишина И. В. и др., но проведенный анализ научных публикаций показал, что существует дефицит исследовательского внимания к проблеме методического руководства в процессе сенсорного воспитания дошкольников, основное внимание авторы уделяют педагогическому коллективу в целом, но несомненно важно реализовать методическое руководство каждого участника данного процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволит определить методическое руководство как процесс психолого-педагогической поддержки педагогов в освоении им профессионального опыта, результатом которого является благополучное вхождение в педагогическое сообщество, самореализация, приобретение опыта, трансляция полученного опыта. Это сложный процесс, поэтому современный педагог должен получать квалифицированную методическую помощь по необходимости.
Организатором методического руководства в дошкольном образовательном учреждении является методист или старший воспитатель. Вместе с заведующим дошкольной образовательной организацией (ДОО) он осуществляет руководство дошкольным учреждением и педагогическими кадрами. Для повышения качества образования и улучшения компетентности педагогов используются различные формы, методы и средства. Главной задачей руководящего органа является правильный выбор форм, методов и средств методического руководства [3].
Для методического руководства работой педагогов наиболее подходящим является метод по способу получения знаний (объяснительно-иллюстрированный, программированный, эвристический, проблемный, модельный) и по способу предъявления информации (словесные, наглядные, практические).
К средствам методического руководства – относится в определенном смысле все, с помощью чего осуществляется процесс методического руководства. Это такие средства как:
1. Виды деятельности - учебно-познавательный, игровой, трудовой, коммуникативный;
2. Микросреда - естественная, природная искусственная;
3. Слово - живое слово, аудиозапись, учебные пособия;
4. Образ - аудиальный, визуальный, натуральные объекты видеопродукция, макеты, иллюстрации и т. д. ;
5. Орудия и приспособления - компьютеры, мебель, аудио-, видеотехника, здания, материалы, лабораторное оборудование, инструменты.
Программным обеспечением могут выступать электронные учебники, диагностические системы проверки и контроля знаний, умений. Современные тенденции информатизации всего общества и образования зачастую сопровождаются таким минусом как абсолютизация роли компьютеров в образовательном процессе [2].
Таким образом, изучив данные формы, методы и средства методического руководства, становится ясно, что повышение качества дошкольного образования полностью зависит от педагогических кадров. Следует заметить, что компетентность педагогов и качество их образования в современном дошкольном учреждении полностью зависит от грамотного методического руководства старшего воспитателя (методиста, от правильного выбора форм, методов и средств, подобранных для эффективного руководства работой педагогов и повышения их компетентности, улучшения качества образовательного процесса.
Список литературы:
1. Дильдина, Н. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб. -метод. пособие / Н. А. Дильдина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 102 с.
2. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современной дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / сост. И. М. Гриневич, А. А. Чуприна, М. А. Тоторкулова, Н. Ю. Москвитина, Г. В. Гриневич, О. А. Матяжова. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2018. – 86 с.
3. Редкова Н. В. Современные подходы к организации методической работы в ДОУ / Н. В. Редкова, Н. Л. Соколова // Наука и образование: новое время. – 2015. - № 4. – С. 155 – 159.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования // URL : ФГОС дошкольного образования : https://fgos.ru/ (Дата обращения 16.04.2022.)