Юлия Линник
Методическое пособие «Театральное выступление на ложках»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое пособие
1. Введение
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная и тактильно – двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. Поэтому на протяжении всей жизни мы пользуемся огромным количеством жестов, которые часто заменяют нам слова или дополняют их.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В тоже время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
Публикация «Методическое пособие „Театральное выступление на ложках“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Поделки из ложек и вилок
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Театр на ложках и лопатках
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. И лучше начать заниматься ими как можно раньше. Эти движения научат ребенка быстрее заучивать и правильно, не переставляя слова, рассказывать небольшие стихотворения. Детям интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.
Согласно Типовой Образовательной программе дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Нами была разработана методика театрального выступления на ложках. Игровые занятия с ложками включают разыгрывание знакомых сказок, литературных произведений, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Дети с удовольствием используют этот вид театра. Так же позволяет ребенку использовать право выбора персонажа, возможность самому трансформировать персонаж, его преобразовать, переодеть.
2. Основная часть
2.1 Театрализованная игра с использованием ложек
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и живописное – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые персонажи. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Театрализованная игра с использованием ложек – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, можно сделать вывод, что театрализованная игра с использование ложек оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Рудинштейн С. Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки обучения в школе.
Многочисленные исследования показали, что велико значение театрализованной деятельности, как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста.
2.2 Практика. Алгоритм изготовление ложек
Предлагаем один из вариантов создания детского кукольного театра детьми старшего дошкольного возраста.
Предлагаем сделать куколок на ложках. Эти ложки - вполне доступный материал, с ними легко работать даже детям. Куколки нравятся детям яркостью и необычностью исполнения. А когда они сделаны самими ребятишками, это дороже вдвойне.
Итак, берем ложку. На её овальную часть наклеиваем при помощи двухсторонней самоклеящейся пленки лицо персонажа.
Затем приступаем к наклеиванию платья и других атрибутов - в зависимости от того, какого сказочного героя мы задумали изготовить. Если это героиня, тогда делаем юбочку или платьице из цветной бумаги. Платье у героини можно раскрасить цветными карандашами.
А потом можно приклеить руки по обе стороны туловища, удобно и быстро можно работать.
Декорации к представлению дети тоже могут приготовить самостоятельно.
Приклеивание, рисование развивает мелкую моторику и усидчивость, формирует упорство в достижении пусть маленькой, но цели. Пользуйтесь любой возможностью для развития ребенка, его речевого и творческого потенциала. Когда персонажи готовы, воспитатель с желающими поучаствовать в театре детьми садится за стол, остальные дети могут продолжить свои игры.
Ни в коем случае не нужно заставлять их участвовать в процессе обучения игры на ложках и превращать это в организованное занятие. Работать с небольшой группой детей, особенно вначале будет легче и воспитателю. Если же все дети выразят желание участвовать в спектакле, можно их разделить на две или три группы. Все действия с персонажами воспитатель показывает детям, затем 4-5 детей повторяют упражнения. Конечно, сразу дети не запомнят текст, но этого требовать и не надо. Пусть играют, как им хочется, используя предложенный сюжет. Только постепенно, при повторных чтениях, дети запомнят текст и действия кукол и смогут показать всю сценку товарищам.
2.3 Сказка «Репка»
Сказка «Репка» в стихах. Инсценировка для детей старшей группы
Цель: познакомить детей с новой сказкой, воспитывать интерес к театрализованной деятельности, к сюжету сказки, умение сопереживать героям, развивать внимание.
Сказочница
Осень в гости к нам идет – убираем огород, собираем урожай, не ленись, а помогай! Жили дружно бабка с дедкой: вырастили чудо-репку. Урожай пора собрать – репку нужно им достать.
Дед.
Здравствуй, репка, вижу ты - королева красоты! Ты – хороший, сладкий овощ, но нужна мне будет помощь, чтобы урожай собрать – из земли тебя достать.
Репка.
Дед, давай, зови скорей родственников и друзей. Ты ведь стар. И очень болен. И один в поле не воин.
Дед.
Бабка, ты скорей беги, достать репку помоги!
Бабка.
Ой, бегу к тебе я, деда. Ой, какой огромный овощ. Будет общею победа,
если я приду на помощь. Труд общественный сближает, развиваться помогает.
Сказочница
Тянут, тянут они репку. Ох, устали бабка с деткой. Справа, слева репку тянут из земли – ну не достанут!
Дед.
Внучку нужно нам позвать, пусть идет нам помогать.
Внучка.
Дедушка, бегу, бегу! Старикам я помогу. Старость нужно уважать. Старшим нужно помогать.
Сказочница
Внучка помогать пришла, репку за ботву взяла, и тянула с бабкой, дедкой, но стоит на месте репка
Бабка
Эх, кого же нам позвать в огороде помогать?
Внучка
Помоги скорее, Жучка, помоги подружке Внучке
Дед, бабка.
Жучка, Жучка, выходи достать репку помоги. Ты ведь знаешь без труда, даже рыбку из пруда, не получиться поймать. Надо вместе налягать.
Жучка.
Ой, какой огромный овощ! Я уже бегу на помощь.
Сказочница.
И берет зубами Жучка прям за платье нашу Внучку и все вместе тянут, тянут, только репку не достанут.
Бабка.
Кто поможет нам немножко?
Внучка
Наша Мурка, наша кошка!
Сказочница
Только Мурка была хитрой, не хотела помогать
Мурка
Лучше дайте мне сметанки, буду на печи лежать! Поиграю с мышкой в прятки… Эх, зачем мне ваши грядки? Я и так устала слишком. Все, пойдем скорее, мышка!
Жучка
Мурка, как тебе не стыдно? Деду с Бабой так обидно!
Внучка
Ведь они старались очень и трудились днем и ночью
Дед
Мурка труд не уважает и не хочет помогать
Бабка.
Значит, молочко, сметанку, больше ей не наливать.
Сказочница.
Знают все: работать вместе весело и интересно. Одному работать трудно и порою очень нудно. Так давайте не лениться, с удовольствием трудиться, лень из дома выгонять.
Мурка.
Я одумалась! Простите! Помогать меня примите! Важный урожай на грядке, нам нужней, чем игры в прятки.
Мышка.
Не смотрите, что я Мышка, не такая я малышка, пригодится моя помощь - вместе мы достанем овощ!
Сказочница.
Помогать, конечно, нужно. Вот построились все дружно: Мышка, кошка Мурка, Жучка, перед Жучкой – наша Внучка, перед Внучкой – Бабка с Дедкой – и достали нашу Репку!
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Детям мы даём урок.
Если всем за дело взяться,
Будет от работы прок.
Дружба, помощь, труд, терпение.
Всем помогут без сомнени
2.4 Дидактическая игра «Сколько! Какой!»
Цель: Сосчитать количество предметов в каждом множестве. Использовать порядковые числительные: первый, второй…десятый. Закрепить порядковые числительные, называя предметы (например, репка – первая, дед – второй, бабка – третья и т. д.)
Материал: Персонажи сказки «Репка»
Ход игры.
Вытаскивают репку дед, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка - за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?
Дед – первый. Мышка – последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто – последний?
3. Заключительная часть.
Театральное выступление на ложках – интересное и увлекательное занятие, которое заинтересует воспитателей и детей. Эта работа может быть интересно использована как развлечение, а также на занятиях в детском саду. Технология изготовления кукол, используемых при выступлении, очень проста, ею может овладеть любой желающий.
При подготовке к театральному выступлению воспитатель столкнулась с тем, что воспитанники умеют импровизировать – разыгрывать темы без предварительной подготовки; умеют без труда подбирать рифмы к словам; умеют «входить» в роль играемого персонажа, используя для этого голос, мимику, жесты, движения; умеют управлять куклами в кукольном театре.
При изготовлении кукол дети тренируют навыки бережного обращения с материалами. Также могут взять на себя ответственность и исполнить роль ведущего, распределить роли между детьми, выбрать необходимые декорации и костюмы. Дети показали хороший результат. Но были также воспитанники, которым понадобилась помощь воспитателя: возникли затруднения при подборе рифмы к отдельным словам; характер играемого персонажа могли выразить только после помощи взрослого; допускали неточности в управлении куклами в кукольном театре.
При изготовлении декораций и кукол кукольного театра дети также нуждались в помощи воспитателя. Используя регулярно театральную деятельность в детском саду, воспитанники развивают связную речь, образное и творческое мышление, артистические способности; развивают мелкую моторику пальцев рук, а также память и внимание. Во время театральной деятельности наблюдается взаимопомощь и доброжелательность среди воспитанников.
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1 Театрализованная игра с использованием ложек
2.2 Практика. Алгоритм изготовления ложек
2.3 Сказка «Репка»
2.4 Дидактическая игра «Сколько! Какой!»
3. Заключительная часть.
Список используемой литературы
1. Караманенко Т. Н., «Кукольный театр – дошкольникам» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. М. : Просвещение,1982 – 191с
2. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования/ сост. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Котова Л. Н., Невольник Н. И., Голяева Т. В., Горбачева Л. В., Липанова Е. И. ; ДИППО – Донецк: Истоки,2015 – 223с
3. Столяр А. А. «Давайте поиграем» Москва, «Просвещение» 1991 – 79
4. Улащенко Н. Б. «Организация театральной деятельности в младшей группе», Волгоград, изд-во «Корифей», 2005 – 93 с