Татьяна Сердюк
Методическое пособие «Кубанское наследие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кубанское наследие» средний и старший дошкольный возраст.
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций.
/Составитель Сердюк Т. Г. воспитатель МАДОУ № 16 г. Армавир, 2017 год. /
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Введение культурологического регионального компонента призвано познакомить с опытом народа, его нравственными устоями, которые будут способствовать возрождению исторической памяти к приостановке духовного обнищания. В силу специфики своего исторического развития Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточно-украинской культуры тесно взаимодействуют с элементами южно русской культуры. Наш край, не смотря на многие утраты современности по нашему общему равнодушию и безверию в духовную силу народа, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто хотя бы один раз встречал рассвет на берегу реки Кубани, кто видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. А как, каким образом привить дошкольникам любовь к родному краю, своей малой родине? Этот вопрос мы ставили перед собой не один раз, работая с детьми. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем хуторе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Публикация «Методическое пособие „Кубанское наследие“» размещена в разделах
Цель :
Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Задачи:
• Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
• Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
• Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
• Формировать у дошкольников интерес к образцам кубанского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребё нок родился и живет: к родному дому (семье, улице, хутору, краю;
• Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
• Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
• Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
• Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края
Большая Родина всегда начинается с малой -дом или детский сад, родной край и хутор имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Для получения хороших результатов нужно чтобы работа с детьми велась систематически и регулярно. Поэтому была разработ тематический план работы по теме: «Кубанское наследие». Составлен план работы группы казачьего воспитания. Сюда входит: работа с детьми, с родителями и педагогами детского сада. Дети знакомятся с историей возникновения Кубанского казачества. С особенностями жизни и быта казаков, их мировоззрением, фольклором, праздниками, обрядами, заповедями. Дети получают представление о труде, жилище, традиционной одежде.
Для изучения, наглядности оформляется музея казачьего быта.
В «Хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.
Предметно-развивающая среда группы создает оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания чувства патриотизма, основ гражданственности, а также познавательного интереса к родным местам, традициям и обычаям казаков.
Познавательное развитие включает 7 тем:
-Обычаи и традиции казачества
-Моя город, хутор. Моя семья.
-Животный и растительный мир Кубани.
-Моя родина Россия. Промыслы Кубани.
-Защитники отечества. Труд взрослых.
-Народная культура, традиции Кубани.
-День Победы.
Данные темы взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной.
В работе с детьми используются самые разнообразные формы нравственного и патриотического воспитания: НОД (в т. ч. комплексная, целевые прогулки, экскурсии, видео-путешествия, встречи с интересными людьми и прочее.
Поставлена конкретная задача: воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы. Умелое сочетание наблюдений с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, поможет шире открыть окно в мир перед ребенком, что поможет ему легче сделать необходимые обобщения и проявить возникшие чувства. В связи с этим выбирается нужная форма, структура проведения того или иного занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать друг другу вопросы, игровые приемы..
Мы знакомим дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватываем литературный, фольклорный, исторический материал; формируем личность, способную к успешной социализации; создаём обогащённую духовную среду; способствуем самореализации индивидуальности ребенка.
Особое внимание при организации и проведении работы необходимо уделить взаимодействию образовательного учреждения с семьей.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи народа.
формы работы с семьей:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• лекторий для родителей;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
• факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Через данные формы мы хотели донести до сознания родителей, что и дети и их родители являются носителями народной культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Духовно – нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края
«Родной свой край люби и знай»
ЗАДАЧИ:
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории, учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов).
Приобщать к культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие. доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ. Средняя группа.
Тема Пути достижения цели Формы, методы закрепления.
Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по д\саду, наблюдение за трудом сотрудников, целевые прогулки. Дидактические словесные игры.
Беседы, рассматривание иллюстраций.
Природа на участке детского сада. Природа Краснодарского края Экскурсии по маршрутам, наблюдения на прогулке, занятия по экологическому воспитанию, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественной литературы о природе, стихотворений, пословиц, примет, загадок. Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края.
Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки. Использование их на занятиях (заучивание в совестной деятельности, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый и настольный театр.
Театрализованные игры по русским народным сказкам. Музыкальные развлечения по русскому фольклору.
Знакомство с предметами русского народного быта, упоминаемыми в сказках. Рассматривание экспонатов народного быта на специально организованных занятиях. Иллюстрации Васнецова к русским народным сказкам. Рассматривание и и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа.
Знакомство с народной музой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе. Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность детей
Кто такие Кубанские казаки? Знакомство с кубанским народным костюмом. Рассказ воспитателя о заселении Кубани казаками. Рассматривание иллюстраций казачий костюм мужской, женский, (разное поколение) Специально организованное занятие. Отражение впечатлений в рисунках, играх.
Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством Кубани. Рассматривание вшивки на полотенцах, подушках, на посуде, изделий народного творчества Отражение впечатлений в рисунках, играх. Сюжетно ролевые,дидактические игры.
Знакомство с деятелями культуры - земляками Рассказ воспитателя о детских писателях Кубани. Театрализованные и творческие игры по произведениям писателей Кубани.
ВТОРОЙ ЭТАП РАБОТЫ. Старшая группа.
Тема Пути достижения цели Формы, методы закрепления
Армавир– его улицы, памятные места, здания, Наш хутор.
Наш край -Краснодарский Специально организованные занятия, экскурсии с родителями по город, рассматривание фотографий, с видом города, нашего края. Сюжетно – ролевые игры.
Закрепление знания детей по фотографиям значимых объектов.
Мой родной хутор. Кубань – казачий край. Рассказ воспитателя на занятиях о истории хутора, экскурсии по хутору, Беседы с детьми на тему: «Улица на которой, я живу». Рассказ воспитателя о заселении Кубани казаками. Сюжетно – ролевые игры «Путешествие в прошлое», «Строим наш хутор». Отражение впечатлений в самостоятельно творческой и изобразительной деятельности, рисунки, лепка, ручной труд.
Жилище казаком, Занятия, беседы, рассматривание картин, Сюжетно – ролевые игры. Закрепления знаний детей в рисунках.
Кубанские ремесла Беседы с детьми о кубанских ремеслах на Кубани Ознакомление с народным ремеслом, использовать в ИЗО, рукоделии, играх.
Направление развития хутора, труд родителей, промышленность района. Занятия, беседы, сюжетные игры, посещение мест работы родителей, рассматривание альбомов нашего хутора, района, края. Его развитие. Творческие игры. Закрепление знания детей в рисунках. Развивать умение детей давать описательный рассказ о работе родителей.
Сельское хозяйство Краснодарского края. Рассказы воспитателя, беседы «главные сельскохозяйственные культуры, животноводство. Экскурсии
на зерновые поля. Знание детей стихов, песен о Краснодарском крае.
О зерновых культурах, которые выращивают на наших полях. Развлечение «Хлеб - всему голова»
Леса, реки края Занятия по экологии. Наблюдения, опыт, труд в природе. Рассматривание картин края, иллюстрации о природе Краснодарского края. Чтение, заучивание стихов о природе. Творческие игры. «Путешествие по реке Кубань» «Что увидели в лесу». Закреплять знания, умения детей видит красоту природы через рисунок.
Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки Чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картин Васнецовой «Богатыри» Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигов русских богатырей. Театрализованные игры. «Русские богатыри». Игры по сказкам про богатырей. Отражение впечатлений в ИЗО.
Заповеди и законы жизни казачества Занятия, беседы с детьми о культуре казачества. Развлечения, посиделки, заучивание обрядов. Знание детьми своей малой родине. Знать свою родню Кубань, ее природу, историю, быт, традиции кубанцев. Составление рассказов о родном хуторе, обыгрывание обрядов. Знание стихов, песен о родном крае. Проведение Кубанских игр.
ТРЕТИЙ ЭТАП РАБОТЫ. Подготовительная группа.
«Традиции и обычаи казаков».
Задачи:
- познакомить детей с казачьей традиционной культурой;
- воспитать любовь к родному краю, научить уважать кубанское казачество;
Время проведения___
Тема Традиции Формы и методы закрепления
Сентябрь
Заселение Кубани
Жилища казаков.
Внутреннее убранство жилища
Одежда казаков Первые казаки линейцы переселились на Кубань в 1792-1793 годах. Казаки были основным административным центром войсковой земли Екатеринадара. Выше устья Лабы по течению Кубани были поселены донские казаки, правобережье Кубани линейные казаки. В целом «линейное войско» представляло собой более пестрое объединение – смесь «малороссов и великороссов»,здесь возникали этнокультурные процессы. Русские и украинцы селились в одних селах. В зонах наиболее интенсивных контактов русских и украинских крестьян, в условиях тесного совместного проживания, происходило взаимодействие культур. Это приводило к языковым культурным традициям русского и украинского народа, преобладающим все - таки русского компонента. Рассматривание иллюстраций Чтение произведений, беседы
Рассматривание и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера,
Октябрь
Отн ОтоОтношение
казаков к родителями
Заповеди казаков.
Законы казачьей чести. Говоря о казаке и его родителях, можно отметить:
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим,чем с родного отца.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаемый, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Не почитание отца с матерью считались за большой грех. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Выставка работ
Досуг
Оформление группы
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Прослушивание
Рисование
Рассматривание и и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Ноябрь
Отношение к старшим Отношение к старшим было таково:
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немощи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать,непристойно выражаться. Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту, требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. При конфликтных ситуациях, спорах,раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще, у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый»и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Досуг
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Прослушивание
Рисование
Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Декабрь
Отношение к женщине Отношение к женщине, эта тема заслуживающая особого внимания!
Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела,женщина – в мужские.
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Прослушивание
Рисование
Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа. Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.
Январь
Заботу о воспитании подрастающего поколения
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и «надрать уши», «угостить»легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые «добавят».
Рассматривание иллюстраций
Рисование
Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа.
Февраль
Отношение казаков к гостям
Для казака его гости, это еще одна «святыня»!
Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды». Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Прослушивание
Рисование
Рассматривание и и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Обыгрывание обрядов, традиций русского, кубанского народа.
Март
Знакомство с жизнью и творч. выдаю-ся дея -ей культуры,искусства наших земляков. Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.
Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Чтение произведений Кубанских писателей. Рассказ воспитателя о выдающихся людях Кубани, их творчестве. Рассматривание портретов,
Апрель
Русское народное музыкальное творчество.
Кубанские ремесла Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры. Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства. Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т. д. Обучение детей пению народных песен, исполнение народных мелодий на ложках. Знакомство с народными инструментами. Танцы, хороводы, частушки. Слушание народных музыкальных произ - ий.
Май
Служба казака.
Кубанские казаки в годы ВОВ В истории казачества были разные сроки службы, но всегда они начинались с 18 – летнего возраста Казак являлся на службу в своем обмундировании, снаряжением, холодным оружием, лошадью. Например с 1874 года служба казака продолжалась 20 лет с 18 до 38 лет. Не смотря на долгий срок службы, казаки пользовались отпуском, а иногда и подменой, что позволяло им поддерживать свое хозяйство. Когда забушевала ВОВ, вместе со всеми людьми на защиту своей родины поднялось и казачество. Во время Отечественной войны казаков перераспределяли по всем уголкам страны, где впоследствии они и основывали новые поселения. Неисчислимые бедствия и разруху принес враг на Северный Кавказ. Около двух лет бушевала пламя войны на его территории. Битва за Кавказ вошла в историю как пример мужества и доблести героического народа в борьбе за свою независимость. Золотыми буквами вошли в историю имена наших земляков. Выставка работ
Рассматривание иллюстраций Чтение произведений
Прослушивание
Рисование
Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей.