Аня Баженова
Методическое пособие «Сборник дидактических игр на развитие психических процессов у младших дошкольников»
Методическое пособие
Разработала: воспитатель
Баженова Анна Алексеевна
г. Усть-Лабинск
Содержание:
1. Пояснительная записка …. 3
2. Методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр для дошкольного возраста …. 5
3. Раздел 1. «Дидактические игры направленные на развитие логического мышления для детей 3-4 лет» …. 8
Публикация «Методическое пособие „Сборник дидактических игр на развитие психических процессов у младших дошкольников“» размещена в разделах
4. Раздел 2. «Дидактические игры направленные на развитие внимания для детей 3-4 лет»… 12
5. Раздел 3. «Дидактические игры направленные на развитие мышления для детей 3-4 лет» …. … 15
6. Упражнения на снятие психо - эмоционального напряжения …. 19
Пояснительная записка
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры способствуют: развитию познавательных и умственных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, а также развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения.
Проведение дидактических игр включает:
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия, играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
Представленные в методической разработке игры и упражнения могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры.
Методические рекомендации для воспитателей по организации дидактических игр для детей дошкольного возраста
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью ОД. Кроме того, в часы, отведённые для игр, Дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
• Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
• Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и ОД, в перерывах между ОД, на прогулке, во второй половине дня.
Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между ОД. При этом следует учитывать характер предстоящей ОД. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени - время игры сокращается. Этого нельзя допускать!
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил). На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании дидактических игр в воспитательно - образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на ОД, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру. Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали.
Необходимо, чтобы в дидактических играх определенных результатов достигали все дети, а не только те, которые проявляют себя наиболее активно. Дидактической игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми. Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание ОД не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Дидактическая игра - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания и умеют ли они их применить, когда это нужно. Чем полнее дети усваивают знания, тем шире их можно применить на практике в различных условиях.
Раздел 1. «Дидактические игры направленные на развитие логического мышления для детей 3-4 лет»
1. «На полянке»
Цель: Развитие речи, памяти, логического мышления, воображения, познавательных процессов, мелкой моторики.
Задачи:
- Развивать цветоразличение, умение группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их цвет;
- Обогащать активный и пассивный словарь детей:
-Формировать умение обозначать словами положение предметов относительно себя и друг друга (слева, справа, наверху, внизу) ;
- Воспитывать бережное отношение к природе и насекомым.
Атрибуты игры: Карточки с изображением цветов, бабочки основных цветов.
Ход игры:
Воспитатель: «Бабочки хотят найти «свои» домики – сесть на такой же цветок, чтобы их не было видно (такого же цвета) и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться».
Воспитатель кладёт бабочек на цветочки такого же цвета, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают (такой же, бабочку «не видно» - она спряталась.
Воспитатель: «Бабочка синего цвета полетела искать «свой» цветок. Вот она села на цветок такого же синего цвета, её «не видно» - она спряталась. Полетела бабочка жёлтого цвета искать «свой» цветок, села на цветок красного цвета. Не такой цветок, не спряталась бабочка, все её видят. Полетела бабочка дальше и села на цветок такого же красного цвета и спряталась, никто её не видит и т. д.
Смотрите, бабочка спряталась, её не видно. Теперь её не увидит и не поймает птичка. Теперь вы посадите остальных бабочек на цветочки таких же цветов, чтобы бабочек не было видно. «Теперь ребята помогите каждой вашей бабочке найти свой цветок».
2. «Четвертый лишний»
Цель: Развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Задачи:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи.
- Развивать зрительное восприятие.
- Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
Атрибуты игры: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишний.
Ход игры:
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки утки, гуся, собаки и курицы. Ребенок должен выделить лишнее животное-собаку. Остальных должен классифицировать как домашних птиц.
3. «Починим одежду зайчатам»
Цель: Закрепление умения группировать предметы по цвету, развитие логического мышления
Задачи:
- Развивать умение выделять цвет и форму как особые свойства предметов.
- Закреплять умение группировать однородные предметы по цвету и форме
- Формировать
Атрибуты игры: силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры основных цветов, игрушка – зайчиха.
Ход игры:
Нужно подобрать заплатки такого же цвета и формы, что и дырки на одежде зайчат.
Воспитатель рассказывает детям о беде, которая приключилась с зайчихой: купила она своим зайчатам подарки – платья, шорты, рубашки и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает одежду из картона).Воспитатель предлагает ребятам помочь зайчихе: подобрать заплатки и залатать дырки. Уточняет, на какие геометрические фигуры похожи дырки на юбочках и шортах.
Дети выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Раздел 2. «Дидактические игры направленные на развитие внимания для детей 3-4 лет»
1. Игра «Кто-то наследил».
Цель: Развитие внимания, поисковых навыков.
Задачи:
- Закрепить знания детей дошкольного возраста о диких животных и птицах, уметь отличать следы диких животных.
- Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь детей.
- Закреплять знание внешнего вида животных.
Атрибуты игры: «следы» зайца, вырезанные из бумаги (или другого зверя)
Ход игры:
Разложить по комнате заячьи следы в виде запутанной тропы. Обратить на них внимание ребенка: «Смотри- ка! К нам зайчик приходил, вот его следы, да как много! Попробуй пройди по ним, может быть, он спрятал что-нибудь» В конце тропинки найти игрушки или предметы.
2. «Разложи картинки по порядку»
Цель: Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
- Развивать зрительное восприятие, внимание, речь, память.
- Обогащать активный словарь ребенка.
- Воспитывать внимательность, целеустремлённость.
Атрибуты игры: картинки с изображением моментов распорядка дня.
Ход игры: Воспитатель говорит о том, что волшебница «Путаница» перепутала картинки распорядка дня и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утро, чтобы быть здоровыми, расти нам ловкими, сильными, смелыми, мы начинаем с зарядки. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
3. «Помоги зайке найти друга»
Цель: Развивать наблюдательность, внимание, воображение.
Задачи:
- Развитие сосредоточенности, пространственное мышление, коммуникативных навыков
- Активизировать психические процессы (восприятие, внимание, память)
- Развивать мелкую моторику, закрепить основные цвета.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Атрибуты игры: картинка с изображением зайцев запутанных, зайцы вырезанные из бумаги.
Ход игры:
Детям показываются картинки - путаницы, в которых изображены зайцы и путь к другу. Воспитанникам предлагается определить цвет и узнать - какая дорожка ведёт к пустому окошку, посадить зайчика в пустое окошко.
Раздел 3. «Дидактические игры направленные на развитие мышления для детей 3-4 лет»
1. «Укрась бабочку»
Цель: Формирование умения группировать предметы по цвету, развивать мышление.
Задачи:
- Развивать умение выбирать предметы основных цветов, сравнивать по величине предметов «большой», «маленький»;
- Развитие сенсорного восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
- Активизировать словарный запас детей прилагательными (желтый, зеленый, красный, синий);
- Создать положительный эмоциональный настрой;
Атрибуты игры: бабочки разных цветов, круги разных цветов (вырезанные из картона).
Ход игры:
Дети сидят за столом, воспитатель выкладывает перед детьми бабочки разных цветов.
- Ребята к нам сегодня прилетели замечательные бабочки (обращает внимание на бабочек которые лежат на столе). Какие бабочки к нам прилетели? (красные, желтые, зеленые, синие). Бабочки принесли собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Поможем украсить крылышки бабочкам? Предлагаю вам выбрать кружочки одного цвета (После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их).
- Молодцы, вы все помогли бабочкам и они стали еще красивее.
2. «Собери цветок»
Цель: Закрепление представления о четырех основных цветах (синий, желтый, красный, зелёный); Развивать умение составлять цветок из лепестков и середины по цвету.
Задачи:
- Развивать мышление, внимание, усидчивость, умение слышать вопросы воспитателя, включаться в игровой процесс.
- Расширять словарный запас по теме: «цветы, лепестки одного/разного цвета»
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие предметов.
Атрибуты игры: карточки с нанесенными на них изображением цветов – красные, желтые, синие, зеленые.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением цветов. Далее воспитатель берет лепесток определенного цвета и предлагает ребенку найти все лепесточки и серединку соответствующего цвета. Таким образом, заполняются все цветы на карточке.
Усложнение:
Воспитатель перемешивает между собой лепестки, предлагая ребенку путем логики и зрительной концентрации собрать цветы соответствующего цвета.
3. Игра «Подбери крышку фломастеру».
Цель: Развивать навыки классификации и сопоставления предметов.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие предметов.
- Развитие сенсорного восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
- Воспитывать внимательность, целеустремлённость.
Атрибуты для игры: Фломастеры, корзинка.
Ход игры:
Воспитатель говорит ребенку, что в корзинке перепутались крышки от фломастеров, и предлагает помочь подобрать крышки по цвету.
Упражнения на снятие психо- эмоционального напряжения.
1.«Как летит листочек»
Цель: Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
Дать малышу листок газетной бумаги, и помочь ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
Листочек взлетел,
Листочек кружится,
Листочек кружится,
Под ноги ложится.
Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая, превратить в подобие бумажного шарика.
2. «Доброе утро»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель вместе с детьми напевно произносят текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)
3. «Перышки»
Цель: Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение. Развивать навыки общения.
Воспитатель звонит в колокольчик, подзывает детей к себе.
- Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке). Взрослый дует на перышко.
Оно летит и садится на ладонь взрослого.
- Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.
- А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку ….
Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.
- Подуй на перышко. Ой! Полетело. К …. на ладошку село.
Перышко перелетает с ладошки на ладошку.
4. «Солнечный зайчик»
Цель: Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение. Развивать навыки общения.
Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика». Предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его согреться его теплом. Когда зайчик возвращается к воспитателю, он обращает внимание на, то, что за время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не вмещается в ладонях. Зайчика выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
5. Игра «Клубочек».
Цель: Концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения.
Ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для детей привычной, они сами обязательно будут просить взрослого дать им «волшебные нитки» всякий раз, как почувствуют: огорчение, усталость или «возбуждение».