Иванюта Ирина
Организация системы работы с детьми среднего дошкольного возраста
Предисловие
Методическое пособие «Организация системы работы с детьми среднего дошкольного возраста с использованием технологии «Детский сад без обид» содержит теоретический материал и практический опыт работы педагогов МАДОУ д/с № 20 «Жемчужинка» по использованию современной формы непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Детский сад без обид» в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Организация системы работы с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
При написании методического пособия использовались материалы Е. Б. Бирюковой «Здоровьесберегающие технологии и основополагающие принципы их применения в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС»».
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий
Методическая разработка может использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми 3-5 лет для формирования познавательного развития детей среднего дошкольного возраста. Представленная система работы предназначена для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений, основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям детского сада в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Планируется, что в ходе использования технологии «Детский сад без обид», будут созданы условия для бесконфликтного общения, формирования умения вести себя в конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.
Применять данную методику можно использовать в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.
Конспекты образовательной деятельности с использованием технологии «Детский сад без обид» спланированы с учетом ФГОС, реализуются в интеграции всех образовательных областей.
Введение
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Приоритетным направлением для реализации педагогической технологии «Детский сад без обид» является социально-психологическое благополучие дошкольника. Основная задача этой технологии - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
Доброта, отзывчивость, дружеские взаимоотношения - основа данной технологии.
Актуальность заключается в том, что только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. Актуальной в данном случае становится и проблема формирования навыков общения, установления дружеских взаимоотношений с людьми. Важной задачей становится проведение четкой, спланированной работы воспитателя, направленной как на формирование новых взаимоотношений, так и на развитие уже существующих.
Даная педагогическая технология помогает найти новое разнообразное содержание деятельности и общения для дошкольников, которое увлечет их радостью объединения усилий для достижения интересного совместного результата.
Основная часть
Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.
Задачи:
1. Использовать здоровьесберегающюю технологию, которая направлена на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей.
2. Внедрить современную технологию «Детский сад без обид», способствующую развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей дошкольника.
Создать условия для бесконфликтного общения
Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
Формировать умение вести себя в конфликтной ситуации.
Ведущую роль в формировании дружеских взаимоотношений дошкольников играет семья. Любимая игрушка пахнет домом и мамой, это знакомый и теплый объект, рядом с которым тревога постепенно угасает. Вместе с игрушкой ребенок чувствует себя увереннее; знает, что он не один: с ним есть верный друг!
Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи. Через своего любимца ребенку проще начинать контактировать с окружающим миром и людьми. Так, постепенно, малыш получит собственный опыт установления самостоятельных независимых социальных отношений с окружающим.
Руководя любым видом деятельности, взрослые, соблюдая принцип единства требований, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам.
Введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка дошкольного возраста и дает ребенку чувство защищенности и безопасности.
Решение образовательных задач предусматривает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
- опору на такие виды активности, как наблюдение, общение со сверстниками, самостоятельная, совместная игровая деятельность;
- организацию развивающей среды, стимулирующей игровой и коммуникативной активность ребенка.
Целевым ориентиром для воспитателя
(и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей :
-объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения;
-взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет;
-в дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам;
- в настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры;
- в самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика, атрибуты, реквизит.
Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми : игра, наблюдение, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие.
Любимая игрушка играет главную роль в реализации данной технологии. Когда некоторым детям бывает сложно общаться и делиться своими чувствами с другими детьми и взрослыми, игрушка становится для малыша лучшим другом и советчиком.
Создание условий для бесконфликтного общения, формирование умения вести себя в конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.
Родители изготовили «домики» для любимых игрушек детей. Игрушки, которые дети приносят в детский сад, должны соответствовать критериям, с которыми ознакомлены родители. (Игрушки должны быть не большие, моющиеся).
На семейном совете выбирают игрушку, которая будет сопровождать ребёнка в детский сад. У каждой игрушки должно быть имя.
Родители вместе с детьми делают фоторепортажи о жизни игрушки дома. Ребята знакомят детей со своей любимой игрушкой, рассказывают о ней по фотографиям или рисункам.
В группе воспитатели разыгрывают проблемную педагогическую ситуацию, проводят рефлексивный круг, чтобы помочь ребенку преодолеть стеснение, проявить смелость и уверенность. Если возникала заминка, на помощь всегда могла прийти любимая игрушка.
Игрушки воспитатели используют в проведении образовательных занятий:
-давайте поможем кукле посчитать бусинки;
-расскажите медвежонку про осень;
-соберите для машинки груз;
-спойте игрушкам весёлую песню и т. д.
Можно в группе делать импровизированный концерт игрушек или «игрушечное» цирковое представление.
Родители совместно с детьми изготавливают фото рассказ «Любимые игрушка моего папы и мамы».
Для того, чтобы систематизировать работу, мы составили перспективный план в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Реализацию основного этапа начали с самого доступного для дошкольников - обсуждения, какие игрушки детям нравятся, как они играют со своими игрушками. Затем мы знакомимся с игрушками которые находятся в группе.
Затем мы с детьми узнаем, какие игрушки были раньше, как с ними играли дети. Проводим беседы «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки». Проводим развлекательные программы «Путешествие в страну Игралию», «Игры народов мира».
Совместно с родителями проводим выставки конкурсы семейных творческих работ «Мой новый друг». Родители делают игрушки совместно с детьми своими руками.
Данная технология позволяет детям работать коллективно, в парах или небольших подгруппах, они учатся договариваться, составлять план, выполнять работу по теме, а в этом и есть успешность взаимодействия.
Успешно реализуется и проектная деятельность в рамках этой технологии. С воспитанниками средней группы был организован проект «История русской игрушки».
Данная технология направлена на включение родителей в новые формы сотрудничества. Родители являются активными участниками образовательного процесса. Они оказывают нам неоценимую помощь: вместе с ребёнком могут приготовить сообщение к занятию, помогают собрать и оформить необходимый материал (фотографии, игрушки).
Реализуя технологию «Детский сад без обид» педагоги и родители убедились в том, что дети стали более открытыми, у них появилась уверенность в собственных силах, они научились вести беседы друг с другом, стали более самостоятельными. Ведь впереди школа и взрослая жизнь. И становится ясно, что работа по социализации детей готовит их не только к адаптации в школе, но и к адаптации в жизни
Заключение
Технология «Детский сад без обид» – выстроена с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий.
В ходе реализации педагогической технологии востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми : чтение, слушание, обыгрывание, игра.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
Использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приё мы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Опыт работы показывает, что технология «Детский сад без обид» дает положительные результаты в успешной адаптации детей и родителей к условиям детского сада.
Технология отвечает запросам ФГОС и помогает детям приобрести необходимые предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
Список использованной литературы
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013
года № 1155 Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014
3. В. В. Гербова «Развитие речи» — МОЗАИКА СИНТЕЗ.
4. https://www.knigadeti.ru / Книга года: выбирают дети.