анжелика сейфуллина
Методическое пособие для воспитателей детского сада и родителей «Милый сердцу уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи,
горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу - значит охранять Родину».
М. Пришвин.
Старший дошкольный возраст является важнейшим периодом для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к людям, родной природе. Для этого нужно обязательное изучение своей «малой» Родины. Удивляет порой, что глобальные экологические проблемы всего мира детям лучше известны, чем проблемы, охватившие их местность. Они намного больше знают о том, что происходит в джунглях Амазонки или в глубинах Мирового океана, чем о том, что ждет их за порогом собственного дома. Без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, о его климате, реках, озерах, лесах невозможно полноценное усвоение экологических знаний.
Публикация «Методическое пособие для воспитателей детского сада и родителей „Милый сердцу уголок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Задача педагогов и родителей – приобщить детей к природе, познакомить с экологическими проблемами родного края, с особенностями его природы по принципу от близкого - к далекому, от родного порога - к другим странам. Большое значение в данном случае имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работ по охране природы (посадка и охрана леса, мест обитания редких видов растений и животных). Важно показать детям и природоохранную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и пригородных ландшафтов, прекрасных русских рек, в нашем случае Волги, дать информацию о местных заповедниках, заказниках, памятниках природы, истории и культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание детей и на отрицательные факты воздействия человека на природу, экологические трудности в данном регионе (высокую загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики и др.).
И, тем не менее, экологическое краеведение в практике работы детских садов нашего региона представлено явно недостаточно. А ведь экологических проблем в нашем регионе немало. К сожалению, Поволжье сегодня относится к числу самых загрязнённых регионов России. Живя в городе, через центр которого проходит федеральная трасса, реки катастрофически загрязнены, воздух загазован, просто нельзя не говорить об экологических проблемах!
Дети достаточно часто вместе с воспитателями и родителями посещают самый известный в данном районе парк – Винновскую рощу. Уникальность его неоспорима, не случайно он является природным достоянием нашего города, особо охраняемой территорией. Но и здесь дети встречаются с последствиями потребительского, а чаще – варварского, отношения к природным богатствам.
Кто же сможет помочь оздоровлению любимого места отдыха многих горожан - Винновской рощи? Возможно, этим спасательным кругом и будет экологическое образование детей дошкольного возраста. Ведь маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.
Винновская роща, на наш взгляд, является одним из наиболее удачных объектов, на базе которых можно осуществлять эколого-краеведческую деятельность с детьми дошкольного возраста. Её возможности в этом плане неисчерпаемы для формирования у детей и взрослых активной гражданской позиции, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к сохранению природы и экологических ценностей для будущих поколений. Российский писатель – природовед Н. Сладков по этому поводу писал: «…В лес пойдёшь, кого-нибудь да увидишь, а увидишь, узнать захочешь, узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь, в обиду не дашь.»
Содержание знаний детей старшего дошкольного возраста
об экологических проблемах города
Исследование родного края является важнейшим фактором формирования системы природных ценностей старших дошкольников. В этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит.
Анализ методической литературы по проблеме исследования, а также изучение опыта эколого – педагогической деятельности ряда дошкольных учреждений города Ульяновска по экологическому краеведению позволил нам произвести отбор содержания знаний детей старшего дошкольного возраста об экологических проблемах города Ульяновска.
Знания:
• В природе все взаимосвязано: ухудшение состояния одних объектов неизменно ведет за собой ухудшение других; природа родного края нуждается в охране;
• Основные экологические проблемы города Ульяновска это:
- загазованность и загрязнение воздуха из-за большого количества транспорта, близкого расположения железной дороги, крупных промышленных предприятий;
- загрязнение и обмеление водоемов (рек, озер, родников, которое происходит в результате неправильного пользования водными ресурсами со стороны промышленных предприятий и людей;
• С водой связана жизнь растений, животных и человека. Поэтому нужно бережно относиться к воде. Реку нельзя засорять. Грязная река постепенно превращается в болото, в нем меняется вся жизнь;
• Разные районы города разделяют две реки – Волга и Свияга, которые текут в разные стороны. Обе реки сейчас нуждаются в очистке, особенно Свияга. Эти реки надо спасать.
• В черте города есть парки, скверы. Это Парк Победы, парк им. Матросова, бульвар Новый Венец, парк Винновская роща;
• Парк Винновская роща находится в Железнодорожном районе г. Ульяновска, недалеко от детского сада, он является памятником природы и находится под охраной государства, это особо охраняемая территория.
• Винновская роща представляет из себя экосистему леса. Лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве живут животные;
• В роще несколько родников – наиболее известные из них Сахарный и Лоточек. Родник - это место рождения воды (выхода подземной воды на поверхность);
• Сейчас парк нуждается в заботе, здесь тоже свои экологические проблемы: много бытового мусора (пластиковые и стеклянные бутылки, банки, обертки от конфет, мороженого и т. п., много кострищ (следов от костра, на которых долго ничего не растет, загрязнение родников, замусоренность подходов к ним, варварский сбор первоцветов (подснежников, сон - травы, незабудок, ландышей) людьми ранней весной, гибель деревьев, птиц, насекомых в результате загрязнения почвы, воздуха, воды;
• Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие и исчезающие растения и животных в Красную книгу. За лесом сле-дят специальные люди (лесничий, которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой животных, птиц. На вырубленных местах сажают молодые деревья, специально выращенные в лесопитомниках.
• Лес (парк) берегут от пожара, поэтому там не следует разводить костров.
В результате приобретения детьми знаний формируется отношение к природе: дети, приходя в парк (лес, соблюдают правила поведения - не шумят, не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разоряют гнезда, муравейники, не топчут грибы. Могут наслаждаться обстановкой парка (леса) : тишиной, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами, учатся правильно взаимодействовать с природой, участвовать в природоохранной деятельности.
Результаты нашей практической деятельности в рамках проекта «Сердцу милый уголок…» убедительно свидетельствует о том, что эффективными формами работы по эколого - краеведческому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием краеведческого материала являются: экскурсии, туристические походы, игры экологического содержания, исследовательская деятельность, экологические акции, конкурсы, праздники, викторины и др.
Важна практическая деятельность детей с любой период времени, обычно она – следствие наблюдений. Совместно с детьми можно:
• изготовить кормушки для птиц;
• зарисовать птиц, животных, их следы;
• выявить свойства различных агрегатных состояний воды;
• уплотнять снег вокруг деревьев или кустарников;
• осуществлять зарисовку цветов, листьев, снежинок (на песке, снегу);
• оформлять альбомы, собирать гербарии, коллекции и т. д.