Ульяна Прокашева
Методическое пособие для развития умений детей младшего школьного возраста, посредством изучения пейзажного рисования
Краткая характеристика проекта
1.1. Волшебная радуга: методическое пособие для развития композиционных умений детей, посредством изучения пейзажного рисования младшего школьного возраста.
1.2. Направление деятельности по проекту
Образовательное методическое пособие направленно на развитие композиционных умений детей, посредством изучения пейзажного рисования младшего школьного возраста. С помощью этого методического пособия у ребят будут формироваться композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: линия горизонта, перспектива, светотень, учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию, закреплять понятия, употребляемые ранее (линия горизонта, композиция, перспектива, пейзаж).
Публикация «Методическое пособие для развития умений детей младшего школьного возраста, посредством изучения пейзажного рисования» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Пейзаж. Игры, дидактические пособия
- Рисование. Все материалы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1.3. Участники проекта (возрастной и количественный состав)
Методическое пособие для развития композиционных умений детей младшего школьного возраста, посредством изучения пейзажного рисования «Волшебная радуга» предназначено для детей младшего школьного возраста.
1.4. Аннотация проекта (краткое содержание)
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и продуктивное творчество. Стремление передать в рисунках образы окружающей его природы, приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках появляются новые темы. В работе над получением изображения, развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражении ее в художественном творчестве. Пособие будет полезно как для учителей начальных классов, так и для учащихся и их родителей. С его помощью дети будут легче усваивать материал, используя дидактические игры, а также поспособствует развитию творческого мышления ребенка.
1.5. Ключевые слова
Учебное пособие, развитие композиционных умений, дидактические материалы, развитие, композиционное мышление, художественное образование, учащиеся.
1.6. Описание проблемы, обоснование социальной значимости
Специфичность художественно-творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, как отмечают педагоги и психологи, и, если эффективно обучать ребенка, у него закладывается интерес к художественно-творческой деятельности. На основе этого в дальнейшем формируется художественная культура.
1.7. Цель и задачи проекта
Цель проекта – создать серию дидактических игр для учебного пособия, направленное на развитие композиционных умений детей младшего школьного возраста посредством рисования пейзажа
Задачи проекта:
1) Изучить аналоги, которые представлены.
2) Изучить литературу по данной теме.
3) Разработать методическое пособие для развития композиционных умений детей младшего школьного возраста
4) Привести к окончательному варианту.
1.8. Этапы работы по проекту (укрупненные блоки)
На первом этапе происходит ознакомление с литературой и теми материалами, которые у нас присутствуют.
На втором этапе происходит сбор конкретной информации по дидактическим материалам. Разработка пособия.
На третьем этапе мы выявляем достижение цели.
1.9. Сроки реализации проекта
1 месяц
1.10. Результаты реализации проекта (продукт)
Методическое пособие для развития композиционных умений детей младшего школьного возраста, посредством изучения пейзажного рисования.
1.11. Описание позитивных изменений
Поработав с методическим пособием, у детей будут формироваться композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: линия горизонта, перспектива, светотень, учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию, закреплять понятия, употребляемые ранее (линия горизонта, композиция, перспектива, пейзаж).
1.12. Возможные негативные последствия проекта
Не всем нравится развивать навыки в рисовании.
1.13. Дополнительные эффекты проекта
Это пособие воспитывает у детей любовь и бережное отношение к окружающему миру природы.
1.14. Дальнейшее развитие проекта
Создание пособия для старшего школьного возраста.
2. Теоретико-методологическое основание проекта
2.1. Описание социальной проблемы, решаемой проектом
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания о мире, так и продуктивное творчество. Стремление передать в рисунках образы окружающей его природы, приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами.
2.2. Актуальность проектной идеи
Специфичность художественно-творческой деятельности у детей младшего школьного возраста, как отмечают педагоги и психологи, и, если эффективно обучать ребенка, у него закладывается интерес к художественно-творческой деятельности. На основе этого в дальнейшем формируется художественная культура.
2.3. Анализ современного состояния исследований по тематике проекта, описание аналогов (с указанием источников информации)
Проблемы совершенствования процесса обучения композиционных умений детей младшего школьного возраста являются предпосылкой для развития художественно-творческой деятельности, так как закладываются основы видов деятельности ребёнка, сопутствующих благополучному овладению знаниями, умениями и навыками в будущем. Этим занимались многие педагоги практики, такие как: Груздева Юлия Ивановна (https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/10/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-izobrazitelnyh-sposobnostey-i), Бантюшевская Маргарита Михайловна (https://infourok.ru/k-u-r-s-o-v-a-ya-r-a-b-o-t-a-na-temu-formirovanie-kompozicionnih-umeniy-mladshih-shkolnikov-na-urokah-tematicheskogo-risovaniya-559883.html), Зуева Наталья Владимировна (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2013/03/02/igra-kak-sredstvo-priobshcheniya-mladshikh-shkolnikov-k), а так же Н. М. Зубарева, Н. А. Курочкина, Р. М. Чумичева, Г. Г. Григорьева, С. В. Погодина, Н. П. Сакулина.
2.4. Новизна и оригинальность проектной идеи
Данное пособие выделено тем, что более красочный и доступный материал был создан, а также оригинальность техники выполнения данного пособия (альбом с играми на липучках).
2.5. Принципиальные подходы к реализации проекта
Наглядность: яркий красочный альбом с играми
Доступность: очень прост в выполнении. Нужно будет распечатать, вырезать детали, заламинировать, вырезать готовые детали снова, скрепить листы в альбом, приклеить детали на липучки.
Научность: с помощью альбома так же будет хорошо развиваться мелкая моторика рук.
2.6. Технологии, методы и инструменты реализации проекта
-Анализ педагогических исследований.
-Применение научного опыта.
-Систематизация знаний.
3. Содержание проекта
3.1. Механизм управления реализацией проекта
Методическое пособие для развития композиционных умений детей, посредством изучения пейзажного рисования младшего школьного возраста будет применятся один раз в неделю на уроках рисования. Процесс продолжается в течение одной четверти.
3.2. Характеристика ситуации на начало реализации мероприятий
Важнейшим средством в развитии и формировании личности ребенка на сегодняшний день является рисование. Изобразительная деятельность знакомит детей с творчеством. Поэтому стоит более углубленно подойти к формированию композиционных умений, посредством изучения пейзажного рисования в младшем школьном возрасте, ведь на начальном этапе детям проще будет их усвоить нежели в более старшем возрасте.
3.3. Календарный план реализации проекта на проектном этапе
Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог
Знакомство с информационной средой по рисованию. 1 неделя На первом этапе происходит ознакомление с литературой и теми материалами, которые у нас присутствуют.
Ознакомление с литературой по развитию композиционных умений на занятиях по рисованию и использование пейзажа и пейзажной живописи для развития композиционных умений (Г. Г. Григорьева, О. С. Быкова, Н. А. Ветлугина, З. И. Насонова, Е. В. Шорохов). 2 неделя
3.4. Календарный план реализации проекта на практическом этапе
Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог
Сбор и создание дидактической информации. 3 неделя На втором этапе происходит сбор конкретной информации по дидактическим материалам. Разработка пособия завершена.
3.5. Календарный план реализации проекта на аналитическом этапе
Название мероприятия Сроки Ожидаемый итог
Подведение итогов.
4 неделя На заключительном этапе мы выявляем достижение цели или же нет.
3.6. График основных работ по проекту
3.7. Подробное описание мероприятий проекта ( для каждого: задачи, что конкретно будет сделано, этапы и сроки выполнения, ожидаемый итог в количественном и качественном выражении)
На первом этапе было изучено 27 источников, охватывающих более широко данную тему.
На втором этапе происходит сбор конкретной информации по дидактическим материалам. Было изучено 16 источников по данной теме. Так же создание дидактических игр и оформление их в пособие.
На заключительном этапе мы выявляем достижение цели или же нет.
3.8. Подробное описание продукта проекта
В результате проекта разработано 5 дидактических игр, направленных на развитие композиционных умений детей, посредством изучения пейзажного рисования. К каждой игре сделаны соответствующие детали.
3.9. Критерии оценки эффективности проекта
Критерий 1.
Показатели успешности выполнения:
У детей сформировались композиционные умения
4. Обеспечение проекта
4.1. Организаторы проекта, степень их участия в проекте
Учитель рисования
4.2. Кадровое обеспечение проекта
Учитель рисования
4.3. Материально-техническое обеспечение проекта
Принтер, ламинатор, компьютер.
4.4. Финансовое обеспечение проекта
Нужно
4.5. Смета расходов на реализацию проекта
№ Наименование Ед. изм. Кол-во Цена Стоимость
Лист распечатки Шт. 33 6р 198р
Лист ламинации Шт. 33 7р 231р
Липучки Шт. 100 1р 100р
ИТОГО 529 р