Полина Рубашная
Методическое пособие для педагогов «Поддержка семейного воспитания»
▼ Скачать
На сегодняшний день, семейная форма образования представляет собой единственный вариант создания благоприятной и дружественной образовательной среды для детей. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика. Важно отметить, что родители имеют уникальную возможность помочь детям эффективно распределить свое время, учитывая биологические ритмы. Семья остается первым и основным кругом общения для ребенка.
Публикация «Методическое пособие для педагогов „Поддержка семейного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С точки зрения социологов, семья представляет собой малую социально-психологическую группу, где члены связаны брачными или родственными отношениями, а также общим бытом, взаимопомощью и моральной ответственностью. С позиции психологии и педагогики, семья является основным воспитательным институтом, чье нравственное воздействие на человека проявляется на протяжении всей его жизни.
Главная цель семейного воспитания заключается в полноценном развитии свободной личности, в развитии ее духовных и физических сил. Сущность семейного воспитания заключается в создании условий в семье для самореализации ребенка, развития его индивидуальности. Это позволяет преемственно передать ценности и традиции, а также подготовить молодое поколение к жизни в обществе.
Основные направления развития воспитания можно разделить на следующие аспекты. Во-первых, необходимо поддерживать семейное воспитание путем содействия укреплению семей и приоритетному праву родителей на воспитание детей перед другими лицами. Особое внимание следует уделять повышению социального статуса и престижа родительства, многодетности. Важно сохранять и развивать культуру семейного воспитания, основанную на традиционных ценностях и религии. Также следует популяризировать лучший педагогический опыт воспитания детей в семьях, включая многодетных и приемных семей. Необходимо укреплять связи между поколениями, родственные связи и восстанавливать традиционную значимость больших семей. Процесс воспитания должен включать участие семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, а также в управлении ими. Для повышения педагогической культуры родителей необходима поддержка образовательных и общественных организаций. Важно также расширить инфраструктуру семейного отдыха и семейного образовательного туризма в период каникул. Поддержку также нужно оказывать семейным клубам, ассоциациям родителей и другим объединениям, способствующим укреплению семей и сохранению традиционных ценностей семейной жизни.
Второе направление развития воспитания связано с интеграцией семьи в систему образования. Необходимо обновлять содержание воспитания, внедрять эффективные формы и методы, основанные на лучшем педагогическом опыте и соответствующие федеральным государственным стандартам. Важно разрабатывать образовательные программы, которые формируют уважение детей к семье, родителям, старшим поколениям и готовят их к семейной жизни на основе традиционных ценностей. Необходимо полностью использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ. Развитие воспитательных систем и технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей, является также важным аспектом развития семейного воспитания. Следует также поддерживать одаренных детей и предоставлять им необходимую поддержку. Развитие разных форм активного участия детей в интеллектуально-познавательной, трудовой, общественно-полезной, художественной, спортивной и игровой деятельности, включая систему дополнительного образования, также является важным аспектом. Для развития интереса к чтению необходимо создать условия и стимулировать его. Семье необходимо создавать условия для повышения уровня владения родными и русским языками и коммуникативными навыками. Важно также создать условия для психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Третье направление развития воспитания связано с ролью семьи как ведущего института воспитания. Семья имеет возможность организовать разумную жизнь ребенка, помочь ему усвоить положительный жизненный опыт старших поколений, освоить навыки и отношения. Для налаживания и укрепления социально-педагогических отношений между семьей и образовательной организацией, решение следующих задач является необходимым:
• проведение государственной поддержки семейного воспитания;
• расширение возможностей для семейного отдыха и образовательного туризма во время каникул;
• организация исследовательской и проектной деятельности;
• поддержка активного участия родителей в воспитательных программах образовательной организации.
Дополнительное образование, в соответствии с законодательством России, является важной составляющей образовательной системы, что требует от педагогического коллектива создания условий для плодотворного партнерства между образовательным учреждением и семьей. Семья здесь выступает не только в роли потребителя и заказчика, но и в качестве основного партнера.
Поэтому одной из целей педагога является предоставление психолого-педагогической поддержки семье и увеличение педагогической компетентности родителей, а также оказание психологической помощи ребенку как в семейной, так и в образовательной среде. Достижение образовательной цели возможно только при наличии оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка. Решение данной проблемы может быть достигнуто только при наличии у педагогов знания о различных формах работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе.
Среди задач, которые могут быть решены в рамках образовательной системы для работы с родителями, следует выделить:
• развитие разнообразных форм семейного отдыха;
• регулярная организация семейных фестивалей, конкурсов и праздников;
• поддержка семейных клубов и объединений родителей с различными направлениями деятельности;
• повышение педагогической культуры родителей через использование различных форм взаимодействия.
Для изучения особенностей семьи и работы с ней можно использовать следующие формы: составление социально-демографического портрета семьи, индивидуальные консультации для родителей, беседы.
Для эффективного взаимодействия с родителями можно использовать следующие формы: родительские собрания, родительские вечера, диспуты, открытые занятия.
Помимо информационно-просветительских мероприятий, педагог должен организовывать деятельность, в которой будут участвовать и ребенок, и родитель. Это может быть совместная познавательная, трудовая или культурно-досуговая деятельность.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что качество семейного воспитания, расширение возможностей семьи в воспитании и повышение ответственности родителей за воспитание своих детей являются главными проблемами современной педагогической практики. Решение этих проблем возможно только при условии полноценной психолого-педагогической подготовки семьи и родителей к их воспитательным функциям.
В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной среды, а родители - частью образовательной среды ребенка, как активные участники общего педагогического процесса. "
Литература
1. Андреева Т. В. «Семейная психология».
2. Дымова Т. И. «Психология семейного образа жизни».