Казанкина Валентина Сангаджиевна
Методическое пособие для педагогов ДОО «Калмыцкий национально-региональный компонент в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение №14
Детский сад «Герел»
Дидактическое пособие
(консультации для родителей).
«Души связующая нить»
Для музыкальных руководителей ДОО
Автор: Музыкальный руководитель
Казанкина Валентина Сангаджиевна
г. Элиста – 2020 г
Консультация для родителей.
«Эвр ннь дурта дуу ан дуулад,
Шарл ах наран х л д.
К к те гр деер,
Оньдин б д ир тн!»
Обращаюсь к «материнской поэзии» :
«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»
Публикация «Методическое пособие для педагогов ДОО „Калмыцкий национально-региональный компонент в ДОО“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Республика Калмыкия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Колыбельная песня - главная песня в мире; начало всех человеческих песен— самый древний природный музыкальный инструмент, с помощью которого можно передавать интонацию, чувства, переживания, настроение. Колыбельная песня несёт в себе не только успокаивающий, эмоциональный элемент, но и воспитательную, познавательную для ребёнка функцию, а также скрепляет родную, близкую душу.
В современном обществе колыбельная песня перестала быть популярна среди родителей. К великому сожалению, современные родители в большинстве случаев либо вовсе не исполняют такую песню своим детям, либо заменяют её спокойной, тихой современной музыкой в аудиозаписи. Следовательно, создаё тся актуальнейшая на сегодняшний день проблема дошкольного детства: у ребёнка не формируется детская картина мира, теряется воспитательная значимость колыбельной песни.
В колыбельных содержатся ласковые слова, таким образом, с первых месяцев жизни начинается развиваться речь ребенка, накапливается словарный запас, работает фонематический слух. Ребёнок слышит родную речь с пелёнок.
Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.
Поступление в детский сад - это время оторванности от мамы и папы становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе: Малыши, слушая или напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам).
Авторская песня «Б в лд»
(Колыбельная.)
Музыка В. Казанкиной, слова Т. Тягиновой
Авторская песня «Б в лд»
(Колыбельная.)
Консультация для родителей.
Эпос «Джангар»
Кладезь, бесценный источник народной педагогики :
Эпосу «Джангар» не меньше тысячи лет, калмыки исполняли эпос, дополняя его и передавая из поколения в поколение, из уст в уста. Идеи эпоса сегодня подходят для возрождения и развития национальной культуры. И в век всеобщей компьютеризации, «Джангар» по-прежнему является самым ярким, любимым произведением народа, став в его сознании священным.
Эпос «Джангар – это кладезь, бесценный источник народной педагогики :
-национальных традиций и обычаев
-культуры и духовности
- народной мудрости и житейского опыта
- формирования ценностных качеств
- воспитания подрастающего поколения.
Вековые морально-этические традиции,
Принцип истины.
Принцип добра.
Принцип красоты.
«Джангар» представляет огромный интерес не только тем, что в нем рассказывается о героизме, храбрости и отваге калмыцких богатырей.
Это бесценное богатство сохранилось в памяти народа благодаря нашим предкам -сказителям, знавшим наизусть все песни о героях эпоса.
Песни на родном калмыцком языке, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Обычай уважения и почитания старших по возрасту, сану и родству, также широко показан в эпосе. К примеру, богатырь Кюнкян Алтн Чедж всегда садился справа и на первом месте. Когда он начинал говорить, то всё вокруг замолкало, и устанавливалась полная тишина, в которой люди внимательно слушали богатыря.
Богатырь Орчлнгн Сяяхн Мингиян был среди других самым молодым. Поэтому, обращаясь к Джангару, он говорил: «Великий мой Джангар».
С таким же почтением и уважением к Джангару обращались и все другие богатыри. Выполняли его задания всегда точно и от всей души. Перед дальней дорогой заходили во дворец Джангара, где, обязательно прикоснувшись лбом к ханскому столу, получали благословение.
Надо отметить, что богатыри и между собой были уважительны и почтительны. Друг к другу обращались только на «Вы». Смелые мужественные и благородные калмыцкие богатыри, отдававшие жизни свои во имя Родины, служат ярким примером для подражания.
Даже само слово эпоса, поэтичное и музыкальное, глубоко влияет на человека и, проникая в его душу, делает чище и благороднее.
Современная молодежь должна стремиться быть похожими
на своих далеких предков – богатырей:
*быть смелыми и отважными, помогать слабым,
*сильными и целеустремленными,
*уважать старших,
*соблюдать национальные традиции и обычаи,
*быть внимательными друг к другу,
*трудиться на благо семьи и Родины, не бояться трудностей и учиться новым *знаниям
Консультация для родителей.
«Межличностные отношения.»
В прежние годы старики, начиная разговор, расхваливали собеседника, родственников, соседей. Тем самым поднимали дух друг у друга, поддерживали авторитет и вселяли уверенность в собственных силах.
К примеру, парня из своего хотона старики никогда не ругали. Наоборот, характеризовали его как высокого, статного, умного и красивого, который, как и его отец, является мастером на все руки.
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. От него зависят и прочность семьи, и душевные качества ребенка, и даже наше долголетие. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В древней притче говорится:
«Сын схватил старенького отца
и потащил его на съедение к крокодилам.
Его сын побежал за ним
«Зачем?» спросил отец.
«Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…»
В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она по сути внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.
В культурной семье никто никогда ни на кого не кричит, даже не повышает голоса, ибо каждый видит в другом – личность. Культура ребенка рождается в семье, ее не смогут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость.
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
А. С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете книги - все это для ребенка имеет большое значение».
Авторская песня «Баатрмуд»
Музыка и слова В. Казанкиной
Авторская песня «Баатрмуд»
Музыка и слова В. Казанкиной
1.
Кез н с хн цагт
Бумбин орн биил.
Кез н алтн цагт
Баатрмуд биил
Давтл н.
Жа гр, Хо гр, Мингиян
Савр, Санал
2.
Ша а нааддг бил
Бичкн к в д сл
Эцкиннь нер дуудулад
урвн баатрмуд св.
Давтл н.
Аля Шонхор,
Хошун Улан,
Хара Джилган
3.
Эдн баатрин йовдл
лг р маднд болтха
Т г цугтан меддг
Тур ц бич мартг.
Давтл н.
Аля Шонхор,
Хошун Улан,
Хара Джилган.
Жа гр, Хо гр, Мингиян
Савр, Санал.
Песня. Бичкн Бата.
.
Бичкн Бата,
Биил д н дурта.
Биид н зокаста,
Бии ин хувцта.
Давтл н.
Бичкн к в н,
Биил д од.
Аавин к в н
Авад од.
2.
Домбрин айст,
Ду рад одна.
аран дел д,
авшунар тошна.
3.
Чир нь герлт д,
Чичр д хальгна.
К л н сел д,
авшунар тошна.