Наталья Стельмах
Методическое объединение на тему «Оптимизации процесса адаптации ребёнка к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Обсуждение с педагогами.
Приветствие: Придумано кем то просто и мудро при встрече здороваться доброе утро!
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной и в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью – все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.
Публикация «Методическое объединение на тему „Оптимизации процесса адаптации ребёнка к условиям ДОУ“» размещена в разделах
Так что же такое адаптация?
Участники семинара-практикума должны объяснить понятия:
Адаптация – это приспособление к окружающим условиям.
Адаптация – приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. (Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1999.)
(Адаптация – приспособление строения и функций организмов к условиям существования. (Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 1989.)
Негативизм – отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям.
Упрямство – то психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Эмпатия – ощущение способности испытывать за другого его чувства
Непокорный – человек не подающийся чужой власти, требованиям.
Сейчас предлагаю вам вспомнить периоды адаптации.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:
1. Острый период, или период дезадаптации :.
2. Подострый период, или адаптация (приспособление) :
3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести :
Легкая, средней тяжести и тяжелая.
При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников - за 10-15 дней.
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.
Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При 1 варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.
Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями (понижение настроения, нарушение аппетита (волчий аппетит или его отсутствие, недержание мочи и кала, заикание, тики, расстройство сна - сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают, учащенное моргание, шмыганье носом и т. д.) Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на 3 неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь плачет.
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала (3-6 мес.).
«Организация условий для адаптации детей в дошкольном учреждении».
Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.
Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. В группе необходим спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2-3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Формирование адаптационных механизмов зависит от умения воспитателя создать в группе атмосферу тепла, уюта и любви. Ребенок должен удостовериться, что воспитатель готов взять на себя заботу о его благополучии (стать «второй мамой»). Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – расположить к себе ребенка, заслужить его доверие. Детям нравится в воспитателе: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создавать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:
- игры с песком и водой;
- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
- сжимание кистей рук (резиновая игрушка-пищалка);
- рисование фломастерами, красками, маркерами на бумаге, мольберте, доске;
- слушание музыки: негромкой спокойной и забавной, веселой;
- заняться смехотерапией.
Чтобы ребенку было легче приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателя. Хорошо, если родители принесут из дома любимую игрушку ребенка, с которой он привык играть и засыпать. Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть книжку или просто отдохнуть
- установление доверительных отношений с родителями и детьми. Задача сотрудников дошкольного учреждения - познакомить родителей с помещениями детского сада и группы, предметно-игровой средой: мебелью и спальными принадлежностями, сенсорными и строительными материалами, игрушками. Это способствует снижению у родителей чувства тревоги.
Еще одно условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Хорошо вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Влияние педагога на течение адаптации
Обсуждение и наработка возможных мероприятий по облегчению адаптации.
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации :
Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.
Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
Называть ребенка ласковым именем, как дома.
Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т. д.).
При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка :).
Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав.
Ароматерапия - при условии что у детей нет аллергии.
Использование игр на сближение детей друг с другом.
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
Игра «Волшебный стул»
Цель данной игры заключается в формировании у ребенка положительно отношения к сверстникам.
Описание игры: все дети должны встать в круг, а внутри него ставиться стульчик. Далее все ходят по кругу и напевают песенку:
- Кто сегодня всех красивей?
- Кто сегодня всех счастливей?
- Поскорее отзовись – на волшебный стул садись!
После того, как песенка будет пропета, на стул садится тот ребенок, который оказывается ближе всего к нему, а все остальные дети должны сказать о нем что - то приятное, доброе, хорошее.
Игра «Дождик»
Цель игры: привить ребенку любовь к чистоте, доброте, красоте.
Описание игры: воспитатель встает в центр круга, а в руках у него находится чашка с водой. Далее он предлагает ребятам вспомнить, какие добрые дела может совершить дождик, например, прибыть пыль, напоить растения, очистить воздух, умыть землю, прогнать жару и прочее. А те из детей, кто хотя назвал одно «доброе дело», воспитатель слегка обрызгивает водой.
Итог: Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным
Памятка
Планирование работы в адаптационный период. Формы и методы работы.
Игровое взаимодействие Играем и строим Формируем эмоциональную отзывчивость Развиваем движения
сюжетные;
игры с водой;
игры с песком;
пальчиковые игры;
игры с дидактическими игрушками;
игры-забавы.
деятельность детей с деревянными и пластмассовыми конструкторами, а также конструирование из мягких модулей чтение стихотворений;
рассказывание сказок;
пение песенок;
слушание музыки;
рассматривание игрушек, книжек, картинок;
наблюдение за объектом природы;
рисование картинок для детей (на альбомных листах, кусках обоев, на земле, на песке).
игровые упражнения;
подвижные игры;
музыкальные игры
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.
По мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
знакомство, сближение детей между собой;
знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
Правило 1. Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять
Правило 4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.
Правило 5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! [14]
В каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.
Заключение
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.
Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Сегодня мы продолжаем говорить об адаптации наших детей.
Как вы думаете, зачем нужно посещать детский сад?Ведь существует ряд мифов и один из них гласит о том, что дети в детском саду болеют, потому что за ними плохо следят в детском саду
•. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.
• В детском саду ребенок имеет возможность общаться с другими сверстниками
• Приобретает навыки общения со взрослыми
• В детском саду ребенок получает возможность интеллектуального и физического развития
• Знакомиться с определенными правилами в обществе и учиться их выполнять.
Знаете ли вы, что адаптационный процесс охватывают три стороны:
• ребенка,
• его родителей
• педагогов.
От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Давайте рассмотрим каждого участника этого процесса
Давайте же выясним кто же является главным участникам процесса адаптации?
Самый главный, конечно же, ребенок.
Ребенок.
А что меняется в жизни вашего крохи?
(Ответы родителей)
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
А для того чтобы Ваши дети быстрее адаптировались к условиям детского сада мы с вами должны им помочь, используя игровую терапию:
Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто я» Правила игры:
Вторым участникам адаптационного периода являются -родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «опросы во дворе» ( разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитательница, если увидит такое.).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает :
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Готовясь к детскому саду вы должны:
• НЕ совершайте ошибок- не делайте перерывов в посещении детского сада
• Старайтесь общаться с педагогами доброжелательно,не допуская конфликтов. Любые вопросы можно решить на месте
• Заранее готовьте одежду ребенку в ДОУ
• Позвольте ребенку брать с собой игрушку
• Говорите с ребенком о детском саде
И самое главное, родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».
Чего нельзя делать ни в коем случае
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Рекомендуется:
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
• когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Наша встреча подошла к концу. Я так рада, что вы выбрали наш детский сад. До новых встреч.