Анна Савина
Опыт работы «Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия-это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…»
В. А. Сухомлинский
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию один из видов здоровьесберегающих технологий - сказкотерапию. Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Публикация «Опыт работы „Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.
«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.
И никто не знал, как им помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала : «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»
Важны ли сказки для ребенка?
Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Может быть, сказки это и «пустяки», и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми сегодня особенно актуальна.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Здесь есть обязательно что – то волшебное, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.
Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.
В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает пять типов сказок :
Художественные сказки
Дидактические сказки
Медитативные сказки
Психотерапевтические сказки
Психокоррекционные сказки
В работе с детьми я использую дидактические и художественные сказки.
Я применяю сказкотерапию в своей работе. С помощью сказки, я нахожу решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомят детей с реальностью, дают понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
Занятия в детском саду сказкотерапией достаточно проводить один раз в неделю, но лично у меня на практике получается проводить занятия по мере необходимости, желательно если есть возможность, в группах по 10-12 человек. Такое занятие имеет свою структуру.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу или ритуальная присказка : «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла».
Затем следует основная часть, здесь я использую разнообразные приемы работы со сказкой : рассказывание, инсценирование сказки, рисование. Вместе с детьми мы обсуждаем и анализируем, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии.
Далее следует резюмирование - подведение итогов. Где мы с детьми обговариваем, чему нас учит эта сказка.
И ритуал «выхода из сказки» похож на ритуал входа в сказку.
Мы с ребятами инсценировали сказку «Красная шапочка» и решили изменить конец. В нашей сказке благодаря доброте и гостеприимству бабушки, волк стал добрым и не съел красную шапочку и бабушку.
В своей работе я предлагаю детям рассказать сказку от лица персонажа. Например, сказку «Заюшкина избушка» рассказать от имени лисы. Здесь развивается интерес ребёнка к сказке. Этим мы добиваемся того, что лиса понимает, что она поступила плохо, несправедливо по отношению к зайцу. Я предлагаю ребятам изменить конец сказки, сделать лису доброй.
Детям очень нравится сочинять новые сказки. Например, я предлагаю начало сказки : «В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была принцесса по имени Даша…». Следующую фразу я предлагаю придумать ребёнку и т. д. Придуманные сказки мы можем драматизировать с использованием шапок-масок, костюмов, пальчикового театра.
Нам с ребятами очень нравится инсценировать разные сказки, например, «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Для этого мы используем лепбук «Театр «В гостях у сказки».
Рисование понравившегося отрывка сказки или любимого сказочного персонажа помогает ребёнку освободится от чувства тревоги и беспокойства.
Благодаря сказкотерапии у ребёнка пропадает страх, агрессия, он становится мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия, один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, я поняла, что - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта обязательно будут вознаграждены.
Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!