Приложение МААМ

Опыт работы «Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников»

Анна Савина
Опыт работы «Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия-это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…»

В. А. Сухомлинский

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию один из видов здоровьесберегающих технологий - сказкотерапию. Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Публикация «Опыт работы „Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии.

«В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни.

И никто не знал, как им помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала : «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»

Важны ли сказки для ребенка?

Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Может быть, сказки это и «пустяки», и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми и взрослыми сегодня особенно актуальна.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Здесь есть обязательно что – то волшебное, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает пять типов сказок :

Художественные сказки

Дидактические сказки

Медитативные сказки

Психотерапевтические сказки

Психокоррекционные сказки

В работе с детьми я использую дидактические и художественные сказки.

Я применяю сказкотерапию в своей работе. С помощью сказки, я нахожу решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомят детей с реальностью, дают понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Занятия в детском саду сказкотерапией достаточно проводить один раз в неделю, но лично у меня на практике получается проводить занятия по мере необходимости, желательно если есть возможность, в группах по 10-12 человек. Такое занятие имеет свою структуру.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу или ритуальная присказка : «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла».

Затем следует основная часть, здесь я использую разнообразные приемы работы со сказкой : рассказывание, инсценирование сказки, рисование. Вместе с детьми мы обсуждаем и анализируем, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии.

Далее следует резюмирование - подведение итогов. Где мы с детьми обговариваем, чему нас учит эта сказка.

И ритуал «выхода из сказки» похож на ритуал входа в сказку.

Мы с ребятами инсценировали сказку «Красная шапочка» и решили изменить конец. В нашей сказке благодаря доброте и гостеприимству бабушки, волк стал добрым и не съел красную шапочку и бабушку.

В своей работе я предлагаю детям рассказать сказку от лица персонажа. Например, сказку «Заюшкина избушка» рассказать от имени лисы. Здесь развивается интерес ребёнка к сказке. Этим мы добиваемся того, что лиса понимает, что она поступила плохо, несправедливо по отношению к зайцу. Я предлагаю ребятам изменить конец сказки, сделать лису доброй.

Детям очень нравится сочинять новые сказки. Например, я предлагаю начало сказки : «В некотором царстве, в некотором государстве, жила-была принцесса по имени Даша…». Следующую фразу я предлагаю придумать ребёнку и т. д. Придуманные сказки мы можем драматизировать с использованием шапок-масок, костюмов, пальчикового театра.

Нам с ребятами очень нравится инсценировать разные сказки, например, «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». Для этого мы используем лепбук «Театр «В гостях у сказки».

Рисование понравившегося отрывка сказки или любимого сказочного персонажа помогает ребёнку освободится от чувства тревоги и беспокойства.

Благодаря сказкотерапии у ребёнка пропадает страх, агрессия, он становится мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия, один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, я поняла, что - результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта обязательно будут вознаграждены.

Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

Публикации по теме:

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 20:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Сказкотерапия как средство нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Савина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД