Надежда Иванова
Методический семинар «Педагог, семья, общество — объединяем усилия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Великий Новгород.
Методический семинар по теме :
«Педагог, семья, общество — объединяем усилия»
Воспитатель: Иванова Надежда Николаевна
2019 год
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Для обеспечения
Публикация «Методический семинар „Педагог, семья, общество — объединяем усилия“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи взаимодействия детского сада и семьи.
Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях — это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера.
Инклюзивное образование позволяет обеспечить равный доступ к знаниям каждому ребенку вне зависимости от возможностей здоровья.
Цель: Осуществление работы с семьей по адаптации, социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Задачи:
1. Вовлечь родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей в организации деятельности по взаимодействию с семьей.
2. Обучить родителей эффективным способам и методам игрового взаимодействия с ребенком ОВЗ.
3. Вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.
Этапы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ:
• Первичная диагностика
• Ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьей
• Определение дальнейшего образовательного маршрута каждого ребенка
• Составление плана взаимодействия
• Образовательная деятельность с родителями
Формы работы:
Беседы - (коллективные и индивидуальные).
Консультации — (коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические,
оперативные).
Родительские собрания в нетрадиционной форме — (тренинги, круглые столы, педагогическая гостиная).
Совместные мероприятия - «Встречи» - Мастер-классы — Обратная связь через интернет-ресурсы (закрытая группа в контакте) — конкурсы — праздники — досуги и развлечения — Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей — Индивидуальная форма работы «Тетрадь рекомендаций».
Для обеспечения равных возможностей получения дошкольного образования для всех детей я организую единое образовательное пространство для здоровых детей и детей с ОВЗ, создаю безопасные и благоприятные условия в соответствии с требованиями ФГОС ДО, вовлекаю родителей всех детей в образовательную деятельность.
Группу, в которой я работаю, посещают разные дети: это и ребенок с синдромом Дауна, и соматически ослабленный ребенок, ребенок с тяжелыми нарушениями речи.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования изменил
концепцию педагогического процесса : ребенок — субъект образования наравне с педагогом, что дает возможность построить образовательный процесс с учетом интересов ребенка. Чтобы достичь со своими воспитанниками желаемого результата я использую и реализую такие методы и формы, как индивидуальный подход к каждому ребенку, при этом, происходит тесное взаимодействие с родителями. Безусловно воспитатель и родители — это союзники в воспитании здорового ребенка. Совместную работу по взаимодействию с семьей я строю на принципах: добровольности, компетентности, единства системности, последовательности, современности, преемственности, общности интересов, партнерства, вовлечения родителей в единое образовательное пространство и индивидуального подхода.
В сотрудничестве с семьей применяю методы игрового взаимодействия (тренинг, квест-игры, создание проблемных ситуаций, стремлюсь воспитывать физически развитых, жизнерадостных детей формируя у них осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни. Все это стало возможным только благодаря заинтересованности родителей и их активному партнерству.
Правильно организованная повседневная и кропотливая работа с детьми ОВЗ, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение родителей детей с ограниченными потребностями позволили использовать программы адаптации и модификации развивающей среды, которая выполняет образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, коммуникативную, социальную, организационную и другие функции.
Предметно-пространственная развивающая среда направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребенка. Имеет
характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, тем самым, обеспечивая равный доступ к знаниям вне зависимости
от возможностей здоровья и вида образовательной деятельности.
Основные критерии результативности — это позитивная динамика в развитии ребенка с ОВЗ, которая определяется путем качественной оценки контрольных параметров и показателей развития:
Общая моторика, сенсорное развитие, пространственные представления, формирование предметно - игровых действий, развитие речи, коммуникативное развитие, эмоциональное развитие, позитивная динамика адаптации семьи к
проблемам.
С появлением в группе детей с ограниченными возможностями здоровья у
меня возникла необходимость создания условий для безболезненной адаптации
и социализации ребенка к условиям ДОУ со здоровыми детьми.
Знание состояния современной семьи позволило мне со своими коллегами
грамотно организовать работу по взаимодействию с родителями, разработать
программу по адаптации и социализации для данной категории детей, определить индивидуальный образовательный маршрут и составить план мероприятий:
«Встречи» детей друг с другом и со взрослыми в специально организованной
обстановке и ситуации.
«Встречи» родителей друг с другом и с педагогами, которые войдут в их жизнь
не как специалисты, а как помощники.
Это предопределило особую структуру и содержание наших встреч при проведении совместных мероприятий. Оптимальным вариантом в моем случае
было то, что каждый ребенок с ОВЗ влился в общую группу здоровых детей и смог заниматься на общих основаниях со всеми детьми.
Совместное обучение и развитие детей с ОВЗ в данной группе благоприятно
повлияло на их социальную адаптацию.
Работа с родителями группы организовывалась мною с использованием инновационных форм и методов взаимодействия, таких, как метод игрового воздействия и внедрение педагогической игровой технологии. С этой целью мною совместно с педагогом-психологом и музыкальным руководителем разработана программа индивидуальных и коллективных мероприятий для родителей и детей, имеющих ограничения возможностей здоровья.
С родителями и детьми проводятся хороводные игры, в которых слово сочетается с жестом, что помогает понять друг друга и научиться пользоваться
невербальными методами в совместной игре и других видах деятельности.
В ходе нашей совместной деятельности с родителями предпочтение отдавала
«заданиям», которые можно выполнить только вместе — это «Парные путешествия», «Идем дорогой трудной», «Я начну, а ты-закончи» и другие. В этих заданиях для меня важно не качество выполнения, а то, что они выполнены вместе. Навыки общения и сотрудничества постепенно формировали у ребенка с ОВЗ и здоровых детей понятие взаимности, уверенности, что тебе здесь рады и всегда помогут. У детей появилась возможность компенсировать свою неумелость за счет помощи других.
Решение дидактических задач сначала было второстепенным делом. Они решались в основном в семье, но когда выяснилось, что они носят однотипный характер, я направила все усилия в работе с родителями на организацию условий для проведения дидактических игр и формирования навыков сенсорного воспитания.
Планируя «встречи», я ставила условия:
• Расширить представление ребенка об окружающем мире.
• Учить ориентироваться в большом пространстве с постоянно меняющейся обстановкой.
Я меняла оборудование местами, использовала одни и те же предметы, но
с разной целью; изменяла последовательность этапов образовательной деятельности. Задания при их внешнем сходстве отличались по смыслу.
С целью создания атмосферы комфорта и эмоциональной безопасности я соблюдаю следующие правила:
• Постоянное место для игры, поддержка и помощь в деятельности родителей, знакомых взрослых и детей группы.
• Сохранение структуры «встреч»
• Изменение окружающей обстановки в присутствии и при участии детей.
• Использование плана событий, представляющего собой ряд картинок,
изображающих основные этапы образовательной деятельности (Встреча, хороводы, игра, прощание, что позволяет ребенку определить место события в ряду других. Такие условия помогают создать зону безопасности, где при всех внешних переменах удается избежать тревоги и эмоционального дискомфорта детей.
• Формирование умения обучаться.
Знания детьми получены через познавательно-исследовательскую деятельность в специально организованных условиях и являются результатом исследовательской деятельности. Взрослые (родители и воспитатель) в этой
деятельности партнеры ребенка в освоении окружающего мира.
Выбранная мною форма обучения представляет собой переход от «несвободной к свободной форме обучения». Для этого мною созданы условия:
• Дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции общения.
• При нежелании участвовать в игре они сами выбирают себе любое занятие по душе.
• Советы и побуждения предъявляются только в альтернативной форме, что
дает возможность выбора.
• У детей всегда имеется выбор образца или имитационной модели.
• Активно используется прием подкрепления и интерпритации спонтанных
действий ребенка.
• Причиной запрета может быть только опасность данного занятия для
ребенка и других окружающих.
Многократное проведение похожих, но отличительных игр помогает детям
понять на практике многовариантность развития сюжета и решения проблемы.
Для развития навыков обучения у воспитанников необходимо сформировать умение слушать, и с этой целью, я включила следующие компоненты:
• Сосредоточение внимания детей на том, что говорят и желание понять сказанное.
• Отнесение к себе услышанного при фронтальной форме работы.
• Желание ребёнка дать ответ на вопрос в любой доступной форме.
• Обязательным условием является уверенность ребенка, что его любой ответ будет принят с пониманием.
С этой целью я использую куклы, сценические персонажи, которые могут ошибаться, смеяться над своими ошибками, использую музыкальное сопровождение. В этом мне помогают специалисты (музыкальный руководитель и педагог-психолог). Сложность выполнения задания была обусловлена тем, что дети, слушая взрослого, не хотели слушать и слышать друг друга. В связи с этим, были подобраны такие игры, как «Солнышко и дождик», «День и ночь», «Слушай и играй», «Лови мяч», «Ходит дрема».
Хороводные игры: «Величальный», «Каравай», «Паучок», «Курочка моя», которые направлены на развитие сосредоточения внимания и ориентированы на речевой сигнал. Сформировав предварительную готовность к обучению, мы с коллегами смогли использовать наши совместные занятия с детьми ОВЗ.
Для достижения результативности занятия выстроены по программе коррекционно-развивающих занятий в которой учтены последовательность этапов развития ориентировочно-исследовательской познавательной деятельности в норме и особенности ее формирования у ребенка, нуждающегося в особой поддержке.
Первый этап - хаотическая деятельность, являющаяся исходной для развития ребенка вообще, в том числе и для чувственного познания. В предметно-пространственную среду мною внесено большое количество сыпучих материалов (песок, крупы); природных (шишки, желуди); тактильных
(ткани разного типа и вида, бумага наждачная, мягкая, жесткая, пуговицы, бусы, застягалки, прищепки, шнуровки и т. д.).
Второй этап — появление в деятельности элементов упорядоченности. В предметно-пространственной развивающей среде появились предметы одинакового размера, цвета (геометрические фигуры); предметы-заместители,
предметы схожие по признакам (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные); дидактические игры и упражнения, игрушки.
Третий этап — использование перцептивных методов (примеривание, зрительное соотнесение). На данном этапе в среду я добавила пособия и игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Второй и третий этапы выглядят как решение проблемы (Что будет, если).
Четвертый этап — это деятельность спланированная мною с учетом как сделать, чтобы?
В целом программа отражает в своей структуре целостное, а не фрагментарное восприятие мира. Усвоение ребенком сенсорных эталонов, выполнение им классификации и сериации не самоцель, а этап в уточнении и упорядочении знаний об окружающем мире. В индивидуальных образовательных маршрутах воспитанников вся работа выстроена с учетом последовательности этапов развития деятельности ребенка и способов усвоения им нового для него опыта в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Центральное место в индивидуальных занятиях я отвожу ознакомлению с окружающим миром, который позволяет решить ряд задач и способствует развитию у детей познавательной активности и исследовательской деятельности. Уделяю особое внимание сенсорному воспитанию, игре и художественно-эстетическому творчеству. Музыкальная и театрализованная виды деятельности в интеграции с другими образовательными областями дают детям возможность и средства невербального самовыражения и отражения окружающего мира в нем.
Игровая форма занятий — наличие несложного материала, содержащего практические и проблемные задачи, требующие разрешения для достижения
игровых целей, делает процесс обучения осмысленным и интересным для ребенка.
Структура образовательной деятельности в период адаптации и социализации
ребенка:
• Встреча создает фон, на котором строится все: последующие события, эмоционально-благоприятная среда.
• Свободная игра: игра детей рядом или вместе в специально организованной обстановке.
• Активная образовательная деятельность, в которой детям предоставлена
свобода в обучении, выбор позиции, дистанции, дозированности нагрузки самим ребенком и сконцентрированность окружающих на интересах ребенка, что позволяет нашим встречам длиться долго и неутомительной для детей.
На встречах мне было важно, чтобы дети не только испытывали чувство радости при виде своих товарищей, но и умели выразить ее все вместе, включая детей с ограниченными возможностями. Справиться с этой задачей детям помогает атмосфера радостного ожидания, которую мы создавали в группе вместе с родителями и коллегами. Это специальные игры и хороводы, направленные на выработку невербальных способов выражения чувств, снятие скованности и закрытости детей. Этап встречи плавно переходит в этап свободной игры. Степень свободы и самостоятельности зависит только от уровня игровой деятельности ребенка, которая колебалась от неадекватных манипуляций в нашем случае до элементов сюжетно-ролевой игры.
Взаимодействие детей в игре зависит от их готовности к совместной игре. Оборудование игровой комнаты подбиралось мною с учетом требований для свободной игры:
• В поле действия и в поле зрения детей нет ничего, чтобы им запрещалось.
• В комнате много разнообразных игрушек позволяющих реализовать любой сюжет.
• В достаточном количестве конструкторов, строительных модулей, лего.
• Предметы-заместители, используемые многовариантно в разных видах
деятельности.
• Предметы для продуктивной деятельности.
• Новые игры и игрушки.
• Песокотерапия.
Часть оборудования подобрана таким образом, чтобы на примере применения его, детям стало понятно, что для достижения цели можно использовать разные способы и средства.
• Культурно – досуговая деятельность, в которой родителям отведено особое место. Родители принимают активное участие в театрализованных представлениях, досугах, праздниках вместе с детьми. Эти мероприятия
объединяют в единое целое образовательное пространство педагогов-родителей-детей.
Цель одна — успешная адаптация и социализация к условиям ДОУ не только здоровых детей, но и детей, имеющих ограничения здоровья. Инклюзивное образование предоставляет возможность детям с ОВЗ
безболезненно вливаться в группы здоровых детей.