Федорова Светлана
Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический семинар на конкурс «Воспитатель года 2018»
Пояснительная записка
Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Подготовила Федорова Светлана Михайловна, воспитатель группы №4 «Родничок», компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка»
Публикация «Семинар для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
«Здоровьесберегающие технологии» -это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, воспитателей и родителей).
Цель здоровьесберегающих технологий : сформировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие воспитанника, социальные навыки и уверенность в себе.
Задачи здоровьесберегающих технологиий :
Сохранение и поддержание здоровья воспитанников на высоком уровне;
Создание условий для их своевременного и полноценного физического развития;
Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
Создавать психологически комфортную среду в группах, обеспечивая тем самым возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;
Обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;
Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
Корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка)
Развивать умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение.
Поддержание связи с родителями в работе здоровьесберегающей направленности.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ :
Медико-профилактические технологии :
Мониторинг здоровья
Организация профилактических мероприятий
Рациональное питание
Рациональный режим дня
Здоровьесберегающая среда
Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
Физкультурно-оздоровительные технологии :
Двигательный режим
Динамические паузы
Закаливание Гимнастика
Подвижные и спортивные игры
Дни здоровья
Спортивные развлечения, праздники
Социально-психологические технологии :
Тренинги
Релаксация
Музыкотерапия
Психогимнастика
Сказкотерапия
Рисорография
Образовательные технологии :
Формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни
Накопление знаний о здоровье
Развитие умений оберегать его.
Формировании у родителей здорового образа жизни как ценности
Знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ
Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка
Привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Группы здоровьесберегающих технологий :
Технологии сохранения и стимулирования здоровья : cтретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник «День здоровья».
Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Стретчинг – специальные упражнения под музыку на растягтвание, полезны всем незавимимо от возраста и степени развития гибности. Проводятся не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.
Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всесторонее гармоничное развитие тела. Это сочетание: физкультуры и хореографии. Проводится не раньше, чем через 30 мин. п осле приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Со среднего возраста.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры - как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности, ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые занятия (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Занятия из серии «Здоровье» – 1 раз в неделю по 30 мин. Со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Улыбкотерапия»- здоровье детей станет крепче и от улыбки воспитателя, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, и процесс воспитания проходит плодотворней. А ещё у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.
Игра «Минуты тишины»- игра, способствующая развитию волевых качеств детей. Минутки тишины можно использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями. Подбор текстов для минуток тишины осуществлять с учетом возраста детей, темой и целями. Продумывать музыкальное сопровождение для создания визуализации текста и эмоционального настроя. Придерживаться общих требований к проведению минуток тишины: Посадка. Спина прямая (желательно иметь опору, ноги – устойчивая опора, руки свободны, расслаблены. Дыхание. Вдох – выдох (2 – 3 раза задуть свечу на ладони – визуально).Выход. Откройте глаза. Улыбнитесь. Подтянитесь. При подаче текста голос должен быть плавный, спокойный, выразительный, размеренный.
Игра «Минуты шалости» - психологическая разгрузка. Воспитатель по сигналу предлагает детям шалить. Каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается… Повторный сигнал через 1-2 минуты, объявляется конец шалости.
Вывод: тема методического семинара «здоровьесберегающие технологии», взята мной не случайно. Я работаю с особенными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они у нас более эмоциональны, более ранимы, подвержены частым,инфекционным заболеваниям, так как у них ослаблен иммунитет. Дети с ограниченными возможностями здоровья метеозависимы, эмоциональны. Тревожны. Поэтому в моей работе мне помогают здоровьесберегающие технологии, о которых я вам рассказала ранее. Благодарю за внимание!
Список литературы: Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. - М. : Т. Ц. Сфера, 2005 Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 Интернет ресурсы http :// nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/11/06/sovremennyezdorovesberegayushchie-tehnologii https ://infourok.ru/zdorovyesberegayuschie__tehnologii__v__sisteme_ozdorovi telnoy___raboty__dou__soglasno_- 459650.htm
(показ слайдов по щелчку)