Елена Орлова
Методический прием мотивации и стимулирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к учебно-познавательной деятельности, которая идет более успешно, если у обучаемых сформировано положительное отношение к познавательной деятельности, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.
Публикация «Методический прием мотивации и стимулирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из методов эмоционального стимулирования является создание ситуаций успеха, в которых ребенок добивается в деятельности хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.
Одним из приемов создания ситуации успеха у дошкольника может служить продуманная и принятая вместе с детьми система оценок и призов.
В нашей группе разработана и имеет успех следующая система стимулирования. На каждом занятии по формированию элементарных математических представлений ребята пишут графический диктант. За правильное выполнение диктанта ребенок получает оценку «отлично», если задание выполнено не верно, ставится оценка «хорошо, но надо постараться». В качестве оценок дошкольники на каждом занятии получают картинки персонажей из современных мультфильмов, советских мультфильмов, русских народных сказок. Большая картинка (половина листа формата А4) обозначает оценку «пять», маленькая картинка (половина «пятерки») означает, что нужно постараться, т. е. оценку «четыре». Открыв тетрадь, ребята рассматривают, у кого какая оценка, делятся впечатлениями, обсуждают ошибки. «Пятерки» дети поднимают вверх, и мы считаем, сколько сегодня у нас отличников. С каждым занятием число отличников увеличивается, что очень радует и свидетельствует о том, что данная система стимулирования действительно работает. Кроме того, дети с удовольствием работают на занятиях по ФЭМП и с нетерпением ждут вторника и четверга (именно по этим дням у нас проводится формирование математических представлений).
Убедившись, что данный метод работает, я решила применить его и в занятиях к подготовке обучению грамоте, немного изменив форму стимулирования. Таким образом, при правильно выполненном звуковом анализе слов, определения ударного слога и количество слогов в слове, у ребенка рядом с выполненным заданием «селится» маленький рыжий котенок (все котята с разной мимикой, в разных позах). Благодаря данному приему, дети стали проявлять к занятиям по обучению грамоте большой интерес, чего до этого не наблюдалось.