Екатерина
Наставничество в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методический лайфак
Лайфхак — хитрость или полезный совет, помогающий эффективно решить ту или иную проблему.
Методический лайфак – оказание помощи молодому специалисту в освоении выбранной специальности «Воспитатель». В центре внимания- профессиональное развитие подопечного. Наставник передает свой опыт, знания, правила и традиции отношений в организации, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха в профессиональной деятельности. Наставник имеет возможность понять и оценить, насколько его подопечный способен к дальнейшему профессиональному развитию. Молодому специалисту комфортно с наставником, он быстрее осваивает новые функции, роли. Корпоративные ценности и традиции.
Публикация «Наставничество в ДОУ» размещена в разделах
4 принципа в содержании деятельности педагогов – наставников :
–взаимосвязь,
–формирующее оценивание,
–коучинг,
- поддержка.
В работе с молодым педагогом важно придерживаться принципов:
-Добровольность
-Открытость
-Компетентность
-Соблюдение норм профессиональной этики.
Наставник-это друг и товарищ. Доверие и уверенность являются основой успешных отношений между наставником и подопечным, роль же надзирателя/инспектора противоречит воспитательной роли наставника.
Задача наставника выявить, что именно нужно молодому специалисту, вести его к профессиональному росту, мотивировать на принятие самостоятельных обоснованных решений.
Роль наставника :
-делиться профессиональным опытом, демонстрировать примеры и помогать выработать стратегию. После каждого проведенного урока вовлекать молодого специалиста в процесс рефлексии посредством вопросов о том, достигнуты ли поставленные задачи, что получилось и не получилось реализовать из запланированного;
- умение задавать стимулирующие вопросы, это самый главный навык наставника. Именно это помогает открыто рассказать о своих ожиданиях, убеждениях и понимании ситуации молодым специалистам;
-научить подопечного принимать собственные осознанные решения, без своего участия (в будущем).
Методический коучинг- это способ взаимодействия, направленный на то, чтобы наставник систематически :
- повышал у молодого специалиста уверенность в себе;
-помогал им вести занятия на более высоком профессиональном уровне;
-улучшить достижения воспитанников с помощью внедрения методик эффективного обучения, современных педагогических технологий;
- развивать рефлексивную культуру и критическое мышление.
Цикл методического коучинга включает в себя 3 стадии:
-обсуждение занятия (за несколько дней или 15 -30 минут до начала урока);
-просмотр занятия;
-обсуждение после занятия в течении 15-30 минут сразу после урока).
Основа модели методического коучинга.
1. Распознавание чувств/восприятий.
Что вы чувствуете по поводу своего занятия? Какое чувство, мысли после проведенного занятия?
2. Воспоминание взаимодействий.
Какая часть занятия вызвало это чувство?
3. Анализ причин.
Как вы думаете, из-за чего так случилось?
4. Определение способов улучшения.
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить своё занятие?
Что бы вы изменили в своем занятии?
5. Обобщение обучения.
Чему вы научились? Что приобрели?
В рамках деятельности педагогов-наставников целесообразно применение следующих рефлексивных методов обучения:
-метод самонаблюдения как разновидность наблюдения. Выражается в словесных отчетах о том. Что видит, чувствует, переживает, как действует сам человек.
- ведение дневника -один из методов, позволяющий преодолеть фрагментарность и ситуативность в понимании человека. Дневники обладают важнейшим свойством. Предлагаем вести дневник своего опыта и своих переживаний в процессе работы, своих впечатлений, успехов-неуспехов;
-метод игры. Рефлексивно-деловые игры- современная активная форма работы с участниками образовательного процесса, представляющая собой организацию особой рефлексивной среды, в которой участник не только приобретает новый когнитивный и поведенческий опыт, но и становится инициатором собственного личностного развития, а также развития своих партнеров;
-тренинговый метод- способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих;
-метод микрообучения и самооналаза. Данный метод имеет огромную значимость в развитии и совершенствовании рефлексивных способностей. Помимо. Рефлексии, микрообучение как педагогический метод способствует совершенствованию психолого-педагогической наблюдательности и оценки образовательных явлений и процессов, повышения профессиональной компетентности.
- самонаблюдение
Позволяет молодому специалисту получить картину своего поведения на основе строго объективной его фиксации. Увидеть себя во время проведения урока со стороны, проигрывания учебной ситуации- подобный опыт открывает человеку многое такое в нем самом, что подчас его просто изумляет. При просмотре видеозаписи участники обнаруживают собственные недостатки и действия, которые не замечаются во время реального занятия. Это обратная связь ведет познанию себя и самокритике, что в большой степени способствует изменению поведения. Педагоги, имеющие такой опыт рефлексии, начинают спокойнее принимать критику в свой адрес.
Все предложенные методы тесно взаимосвязаны друг с другом, проникают один в другой, и порой, дифференцированы лишь на бумаге.
Результаты наставничества.
1. Закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации.
2. Формирование у молодых педагогов потребности в непрерывном образовании и саморазвитии.
3. Организация системы методической поддержки молодых специалистов, а не отдельных элементов;
4. Привлечение молодых специалистов к инновационной деятельности образовательной организации;
5. Активное участие молодых специалистов в профессиональных конкурсах разного уровня;
6. Формирование у молодых педагогов индивидуального стиля профессиональной деятельности.