Ляйсан Миргалина
Методические требования к проведению сюжетно-ролевых игр на раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Методические требования к проведению сюжетно-ролевых игр на раннем дошкольном возрасте
Практика работы в современных условиях показывает, что положение игры в детском саду в организационном отношении, недостаточно ясно. Время, отведенное для игр, часто занимается затянувшимся завтраком, полдником; детей отвлекают на медицинские процедуры; воспитатель, занятый организацией питания, подготовкой занятий, одеванием детей после сна и т. п., не имеет времени для руководства играющими.
Публикация «Методические требования к проведению сюжетно-ролевых игр на раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Чтобы педагогический процесс в детском саду отвечал требованиям детей раннего дошкольного возраста и обеспечивал лучшие условия воспитания, необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.
Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании сюжетно – ролевых игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.
Игры в сюжетно-ролевые игры начинаются утром, по приходе детей в детский сад, прерываются завтраком и длятся еще 10-15 минут до начала занятий. Об этом периоде нужно больше всего заботиться в группах раннего возраста, поскольку игровые интересы этих детей преобладают над обязанностями.
Хорошо организованные сюжетно – ролевые игры являются необходимым условием правильного воспитания. Потребуется «некоторая реорганизация условий, при которой воспитатель мог бы организовать сюжетно – ролевую игру детей наиболее целесообразно, активно воздействовать на ход таких игр и взаимоотношения детей» [1,11].
Подвижные сюжетно – ролевые игры также важны для жизни детей. Чтобы активизировать сюжетно – ролевые игры с движениями, необходимо привлечь игрушки и направлять действия с ними. Нужны тележки, коляски, крупные и мелкие платформы с бесшумным ходом, приспособление для игры в комнате. Следует дать детям несколько мячей. Дети играют с удовольствием, но требуется внимательное руководство этими играми и даже показ. В эти игры необходимо вносить такой элемент сюжета, замысла, который побуждает к развитию движений.
Особое внимание следует уделить характеру сюжетно – ролевых игр после завтрака. Прежде всего нужно обеспечить условия, чтобы до начала занятий дети могли еще играть 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.
Игры на воздухе после занятий. Согласно режиму дня в детском саду после занятий проводится прогулка. С детьми организуют экскурсии, труд, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью[2,23].
Одним из ведущих принципов организации игр на участке является сезонность. Воспитатели выбирают подвижные игры, сообразуясь с условиями, состоянием погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им отдых.
Воспитатели должны заботиться о подборе таких сюжетно – ролевых игр, которые бы наилучшим образом организовали жизнь детей.
Дневной сон обеспечивает детям полный отдых, поэтому условия для игры вечером исключительно благоприятны.
Правомерно поставить здесь задачу широкого воспитательного характера: углубление интересов детей в связи с определенными видами игр, расширение нравственных представлений и отношений, обогащение эстетических впечатлений и переживаний, приучение к труду. Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самодеятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, воспитательные задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.
Этот период игры зимой и осенью обычно проходит в помещении, но в ряде случаев заканчивается на воздухе. Если дневной отдых происходит в отдельном помещении, то комната, где играют дети, должна быть полностью предоставлена в их распоряжение; расстановку мебели, игрушек нужно подчинить задаче развития игр.
Таким образом, сюжетно – ролевая игра занимает важное место в организации жизни детей.
Литература
1. Печора К., Ширванова О., Перунова. Учим играть детей раннего дошкольного вораста. // «Дошкольное воспитание» - 2005 - № 4.-27с.
2. Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы Н. А. Ражова. – М. : Линка – Пресс, 2004. – 45с.
©Хусаинова Л. Х., 2017г.