Светлана Тимофеева
Методические рекомендации для проведения диагностики по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.
1. Владеет выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и словах; выявить умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Задание №1. Материал: скороговорка
Маша шла, шла, шла
И игрушку нашла:
Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.
Мышку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку,
Публикация «Методические рекомендации для проведения диагностики по театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Диагностика
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Кто потерял столько игрушек?
Методика проведения : предложить ребёнку повторить скороговорку.
Задание №2. Методика проведения : исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то от лица Козы, то от лица Волка: Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитесь, отворитесь,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
Задание №3. Методика проведения : предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Оценка результатов:
• 3 балла – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
• 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.
Задание №1. Методика проведения : Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание №2. Методика проведения : Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание №3. Методика проведения : Представьте себя собачкой в будке. Серьёзная собачка. Ага, кто-то идёт, надо предупредить (рычим).
Задание №4. Методика проведения :
На носочках я иду
Маму я не разбужу.
Ах, какой искристый лёд,
А по льду пингвин идёт.
Оценка результатов:
• 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.
Задание №1. «Лисичка подслушивает». Методика проведения : Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят. Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд. Выразительные движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо, взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание №.2. «Вкусные конфеты». Методика проведения : У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные движения, улыбка.
Задание №3. «Цветок». Методика проведения : Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Оценка результатов:
• 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.
4. «Придумай рассказ»
Ход методики:
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов:
Перспективное планирование совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет
Период
Тема Задачи Деятельность с детьми Работа с родителями
Сентябрь
«В мире театра» Дать детям представление о театре, его видах. Вызвать интерес к театральной деятельности. Развивать воображение и способности к творчеству. 7. Беседа «Волшебный мир театра» (рассказ воспитателя о театре, его видах, рассматривание иллюстраций)
8. Игра «Узнай сказку по иллюстрации»
9. Разучивание потешек, песенок.
10. Игра «Попробуйте сами» (настольный театр «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»)
11. Продуктивная деятельность «Постройка театра»
12. С/р игра «Мы пришли в театр» 1. Консультация «Расскажите детям о театре»
2. Изготовление кукол из бросового материала.
Октябрь
«Осень в гости к нам пришла и сказку принесла» Продолжать детей знакомить с театром. Воспитывать чувство коллективного творчества. Учить детей входить в роль, изображать героев сказки. Воспитывать артистические качества.
Упражнять в подборе рифм к словам. 7. Беседа «Профессия – актер»
8. Д/и «Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»
9. Кукольный театр «Осенние листочки»
10. Подвижные игры с масками по мотивам р/н сказок с бабушкой Забавушкой
11. Продуктивная деятельность «Раскрась сказочного героя»
12. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» детям мл. групп 2. Папка-передвижка «Польза сказки»
3. Изготовление афиши к сказке В. Сутеева «Под грибом»
Ноябрь
«Сказочная математика» Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать речь детей, творческое воображение. Совершенствовать математические способности, умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. 1. Беседа «Учимся говорить по-разному».
Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности
2. Продуктивная деятельность –рисование «Сказочный домик-теремок»
3. Сценка «Треугольник и квадрат»
4. Словесные игры «Доскажи словечко», «Отгадай загадку»
5. Инсценировка «Математический теремок» 2. Папка - передвижка «Покажите мне спектакль»
3. Выставка поделок «Цифры и геометрические фигуры» из различного материала
Декабрь
«Сказка ложь – да в ней намек» Формировать навыки выразительного инсценирования небольших произведений через игровые действия. Обучать элементам театрально-игровых движений, передавая характерные особенности персонажей. Развивать интонационную выразительность речи. Формировать дружеские взаимоотношения. 6. Игра «Угадай сказку», используя жесты, движения, мимику
7. Беседа «Разнообразие кукол в театре». Разыгрывание с куклами коротких сценок –«Концерт»-куклы читают стихи и поют песни
8. Прослушивание сказок (аудиозапись)
9. С/р игра «Мы – артисты»
10. Театрализованное представление для родителей по мотивам р/н сказки «Заюшкина избушка» 2. Изготовление масок в театральный уголок
3. Консультация «Значение посещения театра для ребенка»
4. Выставка поделок (рисунков) «Моя любимая сказка»
Январь
«Мы мороза не боимся» Развитие интереса детей к сценическому искусству, выявление творческих способностей у детей. Развитие творческой самостоятельности. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Воспитывать любовь к сказкам. 1. Имитационное упражнение «Изобрази героя»
2. Разучивание частушек о здоровом образе жизни.
3. Музыкальные подвижные игры.
4. Обыгрывание стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
5. Инсценирование сказки «Как Снеговик свой носик искал» (для детей младших групп)
6. Игровое упражнение «Измени голос»
7. Чтение сказки «Айболит и воробей» (беседа по содержанию) 1. Папка –передвижка «Театр – дом»
2. Составление зимних творческих сказок
Февраль
«Правила безопасности выполняй – здоровым, крепким вырастай» Расширять кругозор, совершенствовать умение детей понимать эмоциональное состояние героев сказки, способствовать развитию воображения. Развивать артистические данные. 1. Музыкальные подвижные игры с героями на ПДД
2. Игра «Изобрази эмоцию» (злость, грусть, страх, удивление и т. д)
3. Обыгрывание этюда «Случай на дороге»
4. Игры с пальчиками
5. Спектакль «Безумный светофор» (для детей младших групп) 1. Составление творческих сказок о ПДД
2. Изготовление персонажей, атрибутов, декораций
3. Папка-передвижка «Играйте вместе с детьми»
Март
«Весна пришла и сказку принесла» Формировать у детей умение включаться в диалог, пользоваться простыми фразами.
Развивать чувство ритма, координацию движений, двигательную активность и пластическую выразительность. 1. Игра «Угадай из какой сказки и покажи сам»
2. Проговаривание потешек с разной силой голоса с использованием кукол настольного театра.
3. Драмматитизация сказки на выбор (кукольный и настольный театр)
4. С/р игра «В театре»
5. Инсценирование сказки «Пушок» (для детей младших групп)
6. Игровое упражнение «Пойми меня», «Доскажи» 1. Конкурс чтецов
2. Ширма «Сказка на ночь»
Апрель
«Нам весело живется» Формировать навыки выразительного инсценирования небольших произведений через игровые действия. Развивать чувство ритма, координацию движений, двигательную активность и пластическую выразительность. 7. Игра «Что мы делаем не скажем, но покажем»
8. Игра «Сказочный сундучок» (ребенок достает 4-5 кукол, сочиняет сказку с последующим ее обыгрыванием)
9. Слушание музыкальных сказок
10. Разучивание и обыгрывание дразнилок
11. Игра на народных инструментах
12. Спектакль для родителей «Знайка-зазнайка» 1. Памятка «Использование сказкотерапии в развитии речи»
2. Выставка рисунков «Самая смешная рожица»
3. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Май
«Мы – друзья природы» Знакомить детей с народными подвижными играми. Воспитывать чувство коллективного творчества. Воспитывать артистические качества. 5. Народные подвижные игры и хороводы («Плетень», «Грачи прилетели» и т. д.)
6. Музыкальный спектакль «Во поле березка стояла» для родителей
7. Игра «Изобрази с помощью мимики, жестов»
8. Разучивание и обыгрывание сценки «Наш огород» 2. Конкурс рисунков о сказочном и волшебном лесе.
1 балл 2 балла 3 балла
Ребенок механически пересказывает то, что когда-то видел или слышал Ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя Сюжет полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален
Говорится об одном персонаже (событии, вещи) с очень бедными характеристиками Встречаются два-три персонажа (вещи) и все они характеризуются с разных сторон Имеются четыре и более персонажей (вещи, события, характеризуемые с разных сторон
Персонажи (события, вещи) только называются и никак не характеризуются Не только называются, но и еще указываются один или два признака Объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками
Рассказ не производит впечатления на слушателя и не сопровождается эмоциями со стороны рассказчика У рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели эмоционально слабо реагируют на рассказ Рассказ и его передача рассказчиком эмоциональны и выразительны, а слушатель явно заряжается эмоциями
Оценка результатов:
• 3 балла –ребёнок быстро осмысливает задание, точно и выразительно его выполняет без помощи взрослых.
• 2 балла – ребёнок эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
• 1 балл – ребёнок не активен, не способен к самостоятельности.