Папки-передвижки

Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе

Елена Петрова
Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Младший дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Публикация «Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе» размещена в разделах

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаются следующие задачи :

1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть игра «Чудесный мешочек»;

2. Сравнивать схожие по внешнему виду предметы: кофе-чай (д/и «Не ошибись»)

3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему)

4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается)

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)

О природных явлениях (состояние воды, теплота, вес, звук, притяжение)

О мире растений (способы выращивания растений)

О способах исследования объекта ( кулинария для кукол: как заварить чай)

Об эталоне «1 минута»

О предметном мире (краски и т. д.)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающие сенсорные признаки свойства, явления или объекта (цвет, форма, величина, мнется-ломается, высоко-далеко, мягкий-твердый-теплый).

Средний дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится)

2. Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С целью она используется)

3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая)

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

o О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса)

o О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками)

o О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет. Влага, тепло)

o О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.)

o О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, призма и т. д.)

o О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т. д.)

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов ( таких как: сахарница, мыльница и т. д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, треугольник и т. д.)

Старший дошкольный возраст.

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1. Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол)

2. Классификация на основе сравнения: по длине (гольфы-носки, форме (шарф, платок, косынка, цвету/орнаменту ( чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шелковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше свойств и качеств»).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

• О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

• О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, месяц, сезон, год).

• Об агрегатных состояниях воды (как образуется снег, град, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу).

• О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

• О предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.)

• О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слов (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (легкий-тяжелый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»)

Публикации по теме:

Проект экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Люби и знай свой край родной» «Ты вспоминаешь не страну, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такой, какой её ты в детстве увидал» К. Симонов Актуальность.

Конспект образовательной деятельности по экспериментально-исследовательской деятельности «Мыльные пузыри» в средней группе Цель: обобщить знания детей о свойствах мыльных растворов. Задачи: Познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, их.

Конспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группеКонспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группе Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует.

Консультация «Предметно-развивающая среда в каждой возрастной группе»Консультация «Предметно-развивающая среда в каждой возрастной группе» .

Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группе Методические рекомендации по организации театрализованной деятельности в средней группеНастоящий интерес к театрализованной игре появляется.

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Живая природа № Объект Название опыта Цель.

Перспективное планирование по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе Неживая природа № Объект Название опыта.

Проект по экологии и экспериментально-исследовательской деятельности «Секреты воды» в средней группе детского сада Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 4 недели(2 половина ноября – 1 половина декабря) Участники.

Сказки в экспериментально-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста "Как Айка и Идейка ходили в гости к тучке"Цель: помочь детям добыть первые элементарные знания о круговороте воды в природе, показать разнообразие.

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Чудо-магнит» Цель: Уточнить и расширить знания детей о магните. Закрепить умения детей получать новые знания в поисковой деятельности, делать выводы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 22:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД