Елена Петрова
Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Младший дошкольный возраст.
Работа с детьми направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
Публикация «Методические рекомендации по выбору задач для экспериментально-исследовательской деятельности в каждой возрастной группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий решаются следующие задачи :
1. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть игра «Чудесный мешочек»;
2. Сравнивать схожие по внешнему виду предметы: кофе-чай (д/и «Не ошибись»)
3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему)
4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается)
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево)
О природных явлениях (состояние воды, теплота, вес, звук, притяжение)
О мире растений (способы выращивания растений)
О способах исследования объекта ( кулинария для кукол: как заварить чай)
Об эталоне «1 минута»
О предметном мире (краски и т. д.)
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающие сенсорные признаки свойства, явления или объекта (цвет, форма, величина, мнется-ломается, высоко-далеко, мягкий-твердый-теплый).
Средний дошкольный возраст.
Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1. Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится)
2. Группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С целью она используется)
3. Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая)
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
o О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса)
o О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками)
o О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет. Влага, тепло)
o О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.)
o О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, призма и т. д.)
o О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т. д.)
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов ( таких как: сахарница, мыльница и т. д.).
В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, треугольник и т. д.)
Старший дошкольный возраст.
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:
1. Активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол)
2. Классификация на основе сравнения: по длине (гольфы-носки, форме (шарф, платок, косынка, цвету/орнаменту ( чашки: одно- и разноцветные, материалу (платье шелковое - шерстяное, плотности, фактуре (игра «Кто назовет больше свойств и качеств»).
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
• О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
• О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, месяц, сезон, год).
• Об агрегатных состояниях воды (как образуется снег, град, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу).
• О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
• О предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.)
• О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слов (ключ, синонимами (красивый, прекрасный, чудесный, антонимами (легкий-тяжелый, а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»)