Горчакова Мария
Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками (на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского)
Слушание музыки – это неотъемлемая часть каждого музыкального занятия. Помимо приобретения сведений о музыке, развития речи и эмоциональной сферы, у детей воспитывается и эстетическое чувство. Поэтому так важно, чтобы в ходе совместной деятельности с детьми звучали только высокохудожественные образцы классических, народны и современных произведений. Одним из программных произведений по слушанию музыки в ДОУ является «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Публикация «Методические рекомендации по слушанию музыки на совместной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
П. И. Чайковский создал цикл пьес для своего любимого племянника Володи Давыдова. Теплым, сердечным отношением проникнуты и пьесы альбома. Особенность миниатюр цикла в их яркой образности, ясности и близости миру ребенка. На занятиях по музыкальному воспитанию дети приобщаются к отдельным пьесам альбома.
В ходе слушания дети учатся сопереживать героям произведений «Детского альбома», учатся говорить о своих впечатлениях об услышанном, а так же развивают эстетический вкус.
Нередко при прослушивании пьес «Детского альбома» выражение лица детей одухотворяется, музыка затрагивает «струны души» как уравновешенных так и разбалансированных детей. Пьесы альбома хорошо запоминаются и даже при возвращении к давно прослушанному материалу, дети с воодушевлением говорят о том, что эта пьеса знакома и нравится им.
Несмотря на благотворное влияние пьес на психологическое состояние юных слушателей, детям не всегда удается передать словами свои эмоции и переживания.
В ходе занятий я предлагаю прослушивать сначала пьесы без иллюстраций, даю информацию только о композиторе, общие сведения о музыкальном цикле и названиях миниатюр.
Дальше детям предлагаются карточки со схематическим изображением эмоций и чувств. Дети выбирают те карточки, которые соответствуют возникшим эмоциям в ходе прослушивания. В качестве схематического изображения впечатлений и эмоций от прослушанного выбраны изображения природных явлений. Т. к. эта тема близка, понятна детям, в определенной степени конкретна и доступна пониманию ребенка. О природных явлениях дети сформировали определенный багаж знаний на занятиях и совместной деятельности по окружающему миру и экологическому воспитанию.
Солнышко: добрая, радостная, веселая
Тучка: грустная, печальная, жалобная
Гроза: грозная, сердитая, злая, внезапная
Облака: спокойная, легкая, неторопливая
Радуга: восторженная, яркая, величественная, необычная
Ветер: стремительная,взволнованная, порывистая
Град: шумная, страшная, настороженная
Дети по возможности объясняют свой выбор. На последующих занятиях дети повторно прослушивают произведения и снова выбирают карточки, соответствующие их нынешнему восприятию. Не стоит забывать, что восприятие музыкального произведения зависит не только от мастерства исполнителя, но и от подготовленности слушателя. Если юного слушателя накануне что-то волновало или беспокоило, то качество и глубина восприятия музыкального произведения будет иной. Поэтому при повторных прослушиваниях необходимо словесно конкретизировать и углублять свои впечатления, прислушиваться к описанию музыкальных впечатлений сверстников. Поэтому на последующих занятиях дети могут выбрать несколько эмоций-карточек и по возможности объяснить свой выбор.
Например, при первом прослушивании пьесы «Мама» большинство детей выбирает карточку «солнышко», соответствующую эпитетам добрая, радостная, веселая и т. п. При повторном прослушивании, часть детей услышали новую эмоцию и выбрали карточку «облака», соответствующую эпитетам спокойная, легкая, неторопливая и т. п. Однако часть детей выбрали карточку «тучка», соответствующую эпитетам грустная, печальная и т. п. Это впечатление отражает тот опыт, который накладывает не только звучащий материал, но и программа данного произведения и подготовленность детей к слушанию.
Пьесы «Болезнь куклы» и «Новая кукла» так же вызывают у детей практически единодушное первое впечатление, соответствующее карточкам «тучка» или «солнышко» соответственной. Однако, при повторных прослушивания впечатления углубляются и для пьесы «Болезнь куклы» дети дополнительно выбирать карточки «град», «гроза» или «облака» (надежда «кукла ведь поправится»). А пьеса «Новая кукла» вызывает у детей при повторном прослушивании новые ассоциации – карточка «ветер», соответствующий эпитетам стремительная, взволнованная и т. п.
При прослушивании пьес «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки» дети быстро улавливают характер пьес и выбирают карточки «солнышко», «радуга», соответствующие восторженному, восхищенному состоянию. Однако детям хочется прочувствовать всем телом звучание этого произведения и тут мы используем метод активного слушания и пластической импровизации.
Таким образом, дети воодушевленно восприняли систему карточек-эмоций/впечатлений при слушании музыки. Данный способ расширения словарного запаса и конкретизации впечатлений от услышанного возможен в работе с дошкольниками. Хочу отметить, что слушание произведений – это систематический процесс и применение иных методик (таких как активное слушание, слушание с закрытыми глазами, импровизация на детских музыкальных инструментах, рисование/лепка в процессе слушания и после прослушивания и др.) не стоит забывать. Ведь эмоциональная отзывчивость, способность выражать свои впечатления и переживания – неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка.
Горчакова Мария Алексеевна
Список литературы:
1) П. И. Чайковский «Детский альбом»
2) Корыхалова, Наталия Платоновна. Детский альбом Чайковского: такт за тактом [Текст] : методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ и студентов музыкальных учебных заведений / Наталия Корыхалова. - Санкт-Петербург : Композитор - Санкт-Петербург, cop. 2011. - 110, [2] с. : ноты.
3) Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
4) Радынова О. П. Музыкальные шедевры
5) Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду - М. : Просвещение, 1981