Юлия Колесникова
Методические рекомендации по развитию эмоциональной устойчивости у старших дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для «запуска» способностей, когда происходит быстрое формирование личности ребенка. Использование средств физической культуры в образовательной деятельности способствует гармоничному развитию детей, своевременной коррекции психофизических нарушений, развитию эмоциональной устойчивости.
Публикация «Методические рекомендации по развитию эмоциональной устойчивости у старших дошкольников средствами физической культуры» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Рекомендуется использовать в режимных моментах в свободной детской деятельности физкультурные паузы в виде разнообразных танцевальных упражнений, упражнений для снятия психо-эмоционального напряжения, имитационных упражнений под музыку и стихотворный текст, упражнений с элементами психогимнастики, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, психических зажимов. К ним можно отнести упражнения на мгновенное «застывание», фиксация тела с одновременной остановкой дыхания на выдохе в самых неудобных позах на счет «Раз, два, три!», подвижные игры «Совушка», «Стоп», «Сделай фигуру», «Классы», «Бездомный заяц» .
Планирование работы допускает различные вариации физминуток на протяжении недели, подбор их комплекса осуществляется с учетом режимных моментов, их содержания. Физминутки проводятся в течение 3-5 минут. Движения могут быть разные, проводиться в виде дыхательных и звуковых упражнений, упражнений, снимающих утомление, мальчиковой гимнастики, игровых имитационных упражнений, общеразвивающих упражнений под стихотворный текст, релаксационных упражнений и др. Подбор движения осуществляется в соответствии с решаемыми задачами, например, чтобы разгрузить позвоночник, свнять отрицательные сдвиги в физиологических системах организма, которвые связаны с воздействием статической нагрузки, сняять утомление, помочь детям выражить свои эмоции, чувства.
На прогулке рекомендуется использовать специально отобранные средства физической культуры, помогающие развивать эмоциональную устойчивость. В процессе прогулки можно применять дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения, варианты подвижных игр (с остановкой движения, на снижение мышечного напряжения, эстафетные подвижные игры, игры с мячом, высокой подвижности – с бегом, прыжками). Свободному выражению эмоций, обретению умиротвореенности, открытости, внутренней свободе, созданию благоприятной возможности в развитии созидательных умений детей, свободному самовыражению и раскрепощенности служит двигательная деятельность игрового характера.
Подбирая игровые упражнения, необходимо учитывать быструю потерю интереса ребенком к упражнениям при условии того, что они не способствуют вызыванию позитивного эмоционального состояния. Поэтому рекомендовано предлагать детям упражнения игрового характера, ставя перед ряд задач: «Кто лучше? Кто точнее? Кто внимательнее? Кто страшнее? А можете ли вы летать?» и т. д. чтобы упражнения были доходчивыми, каждому из них дается образное название.
Рекомендуется в режимные моменты включать подвижные игры, которые могут сплотить детский коллектив, помочь преодолеть страхи, управлять эмоциями. Учитывая, что значительная часть детей имеют низкий уровень сформированности эмоциональной активности, можно использовать игры-забавы, бессюжетные, соревнования, игры с элементами спортивных игр
Игры- соревнования («День- ночь» и др., основанные на выполнении определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Соревновательные элементы стимулируют активность, проявление волевых качеств. Поскольку игровые действия связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание и чередование движений, а с выполнением конкретного двигательного задания, бессюжетные игры (например, «Картошка», требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.
Для развития эмоциональной устойчивости следует использовать игры-забавы. Это игры, традиционно применяемые для удовольствия, развлечения и общения без каких-либо условностей. Игры-забавы содержат минимальное количество несложных правил, которые легко соблюдать, поэтому они не имеют проигравших и побежденных. Следовательно, они вызывают у детей положительные эмоции, интерес, желание принять участие в общей игре.
Развитию эмоциональной устойчивости способствует применение сюжетных подвижных игр, которые имеют готовый сюжет и зафиксированные правила. Сюжет игр должен отражать социальные особенности окружающего мира (трудовые и профессиональные действия людей, зависимость способа поведения от ситуации, осуждаемые и одобряемые поступки, доброжелательное отношение к окружающим и т. д.).
К концу старшего дошкольного возраста дети могут предварительно обозначить тему игры; согласовывать в игровой деятельности свои интересы с интересами других детей, действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами. У детей формируется самостоятельность в разнообразных видах деятельности, способны к произвольным действиям, стремятся к мирному разрешению конфликтов. Поэтому детям мы предлагаем педагогические ситуации в виде подвижных игр, требующие самостоятельный выбор способа поведения, выполнение действий в соответствии с игровыми правилами, осуществление самоконтроля, волевой регуляции, выбор бесконфликтного способа поведения.