Ирина Деревцова
Методические рекомендации по развитию социально-коммуникативных навыков посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию социально – коммуникативных навыков посредством дидактических игр.
На сегодняшний день в ФГОС прописано, что социально- коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «Методические рекомендации по развитию социально-коммуникативных навыков посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность детей. Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры во всестороннем развитии ребенка. В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.
Когда ребенок играет, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет свой опыт, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, так как формирует у них коммуникативные умения и навыки. В игре дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнера, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости. «Игра – это подлинно социальная практика ребенка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения» писал Д. Б. Эльконин. Поэтому, именно игровая деятельность помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми и выработать определенные навыки социального поведения.
Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес.
Дидактическая игра не случайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.
Дидактическая игра – явлении сложное, но в ней отчетливо выделяется структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру, как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
1. Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание мы берём из «Программы воспитания в детском саду»
2. Игровая задача осуществляется детьми в процессе самой игры.
Эти обе задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры.
Иногда игровая и дидактическая задача заключена в самом названии игры «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т. д.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через решения игровых задач, а итог мы всегда видим в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнять функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.
3. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
4. Правила игры являются также одним из составных элементов дидактической игры. Правила игры обусловлены игровыми действиями, а так же содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами в игре, формирование не только знаний, но и чувств.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на 3 вида:
1. игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.);
2. настольно – печатные;
3. словесные игры.
Игры с предметами наиболее доступные детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствует стремлению ребёнка действовать с вещами, описывать словами их внешний вид, качества. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребёнка. Например. В играх, с помощью которых дети учатся называть правильно цвет, ходят по комнате, разыскивая и называя игрушки определённого цвета.
Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет. А его изображение. Содержание настольных игр разнообразно, некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, овощи и т. д.) с их качествами, учат характеризовать их словами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года», о разных профессиях («Что кому нужно»). Как и дидактическая игрушка, настольно – печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственностью восприятия предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития речи, мышления ребёнка. Словесные игры проводятся преимущественно в старшем дошкольном возрасте и важны для подготовки детей к школе.
Методика проведения дидактических игр с детьми раннего возраста и их значение.
Результативность дидактической игры зависит от методики её организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач. Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трё х основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :
• отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др. ;
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
• определение количествава играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);
• подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает :
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
• определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность. возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному : на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.
Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.