Ольга Силантьева
Методические рекомендации по разработке ООД «Зеленое кольцо Башкортостана. Река Белая»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по разработке ООД
«Зеленое кольцо Башкортостана. Река Белая»
Образовательная деятельность с дошкольниками по обогащению словаря
Тема: «Река Белая».
Разработчик : Силантьева Ольга Александровна - воспитатель МБДОУ Детский сад № 32.
Публикация «Методические рекомендации по разработке ООД „Зеленое кольцо Башкортостана, Река Белая“» размещена в разделах
Цели: Расширить знания детей о главной реке Башкортостана Агидели, формировать умение составлять рассказы из личного опыта, развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный и растительный мир.
Развивающие: Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные: воспитывать умения дослушивать товарища до конца, не перебивать его; способствовать формированию интереса к родному краю.
Предварительная работа: рассматривание альбома, разучивание стихов о Белой реке.
Оборудование: карта с рекой Белой, мнемотаблицы, альбом с фотографиями
№
п/п Этапы занятия в рамках технологии открытия нового знания Содержание деятельности Методическое сопровождение
1 Введение в игровую ситуацию. Дети находят в группе карту Башкортостана, флешку и Загадочное письмо, написанное непонятными значками, сообщают о своей находке воспитателю. Воспитатель вместе с детьми рассматривают находки.
- Что изображено на карте, ребята, как вы думаете?
(Республика Башкортостан, города, реки.)
_ А что это выделено голубым?
(Река)
- А что за послание вы еще нашли, попробуем его прочитать?
(ничего не понятно)
-Попробуем вместе разгадать эту загадку? Что же зашифровано в этих знаках?
(да, хотим)
-А чтобы посмотреть, что на флешке, нужно перейти в музыкальный зал, там большой экран и мы сможем все хорошо разглядеть.
Перешли в муз. зал
Включили флешку – (виды реки Белой).
Посмотрите, ребята, что это?
(Река)
Как вы догадались, что это река, а не озеро или море? (по ее форме, два берега, есть течение, вода пресная, на море пляжи песчаные, а тут скалистые).
Ребята, вы все помните, на какой реке стоит наш город? (ответы детей)
Красиво, не правда ли? Даже захотелось попасть туда.
Как же нам поступить?
Дети - Давайте поиграем в путешествие по реке.
-Хорошо, а чтобы не сбиться с пути, возьмём с собой в дорогу вот эту карту.
- А еще нам нужен капитан.
Предлагаю его выбрать. Отгадайте загадку –
С ручейка берёт начало,
Чтобы это означало?
Глубока и широка
Средь полей бежит …
Дети –река. Первый отгадавший – капитан.
Капитан надевает фуражку, все остальные ребята – матросы.
- Ребята, а вы знаете, что с рекой Белой связана жизнь всей нашей республики. Начнем наше путешествие.
Доп. информация (Река Белая имеет два названия : русское Белая и башкирское Агидель. от соединения башкирских слов Аг (белый) и идель (река).- Насчет происхождения названия так же есть две версии. По одной гипотезе реку назвали так из-за того, что течет с юга, от солнца, а потому «светлая», «белая». По другой – из-за белесого цвета воды за счет содержания в воде растворенной извести. Действительно, в месте слияния Белой с Уфой и Камой ее цвет заметно отличается. Также есть предположение, что река названа из-за светлых скал по берегам. Сплавляясь по реке, в это несложно поверить).
Карта реки Агидель.
2
Мотивационная игра (игра по знакомым правилам) Как вы думаете на каком транспорте удобнее всего путешествовать по реке?
(Лодка, плот, катер, корабль – дети предлагают и выбирают -ЛОДКУ например). Белая река судоходная, что значит – по ней плывут разные суда.
- Назовите виды речного транспорта? (пароходы, теплоходы, ракеты, катера, лодки и т. д.)
- Ребята, посмотрите, по реке плывёт что? Лодка ( выставляются картинки: лодки, катера, парохода, ракеты, баржи).
Наша лодочка плывет дальше, мы проверим вашу наблюдательность.
Д. И. «Чего не стало».
Цель- упражнять в образовании родит. падежа ед. и мн. числа существительных
(Плывёт одна лодка. К ней подплыла ещё одна лодка. Не стало лодок; катер-катера-катеров; пароход-пароходы-пароходов; ракета-ракеты-ракет; баржа-баржи-барж).
Посмотрите, какая красота вокруг. Давайте расскажем о том, что мы видим.
Д. И. «Какой предмет».
Цель – учить подбирать слова-определения (описания).
Материал: изображениия реки Белая.
Ход игры: дети, рассмотрев предмет, рассказывают о нем.
Река - как ещё можно назвать? (великая, могучая, широкая, полноводная)
• Трава – какая? (высокая, сочная, зелёная)
• Лодка – какая? (двухместная, синяя, игрушечная, весельная, моторная.)
• Рыба–какая? (большая, блестящая,.)
• Мост – какой? (широкий, автомобильный, железнодорожный.)
Загадка
Д. И. «Скажи наоборот»
Знаете ли вы ребята, что рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.
Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, зеленых равнин и пологих холмов.
Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки.
С гор и их отрогов сбегают вниз веселые говорливые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, а порой и водопадами и студеной ледяной водой.
Давайте поиграем:
Ребята какая у нас – широкая река, а есть реки. (узкие)
Реки есть длинные - а есть (короткие)
Реки извилистые – а есть (прямые)
Реки глубокие - а есть (мелкие)
Реки чистые – а есть (грязные)
Реки шумные – е есть (тихие)
Николай Ашарин
Река веков, воспетая стихами,
Река любви, родная Агидель.
Ты словно нить течешь под облаками,
Несешь песок, выбрасываешь на мель.
Ты широка, полна и тороплива,
Несёшся в даль срезая берега,
Ты Агидель, как девица счастлива,
Которой улыбнулись небеса.
Перед тобою словно у святыни,
Стоят склонившись ивы и камыш.
О, Агидель! Ты чистый храм Богини,
К тебе идут и старый, и малыш.
Картинки видов транспорта
Картинки к игре
3 Затруднение в игровой ситуации (осознаем, что мы что-то еще не знаем/не умеем) Ребята, продолжим наше путешествие. Капитан смотрит в бинокль.
- Ребята, я вижу маленький зелёный островок. Давайте здесь остановимся, отдохнем и рассмотрим карту нашей реки. Скажите пожалуйста, где река начинается, а где заканчивается? Как нам это определить? Давайте вместе порассуждаем. Ответы детей.
4 Открытие нового знания (первичного представления) или умения (способа действия). Проговариваем новые правила. Место, где река начинается, называется
исток. То место, где река заканчивается – устье. Река Белая нначинает свой путь от горы Иремель, а заканчивает вливаясь в Каму, большую русскую реку. Задумывались ли вы, как возникает река?
У каждой реки есть начало — исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Что такое русло реки?
Русло — путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.
В конце пути река добегает до большей реки или до моря и впадает в него. Место впадения реки называется устьем.
Итак, у всех рек есть исток — начало реки, русло — путь, по которому она течет, и устье — место, где река впадает в море.
5 Повторение
и развивающие задания. Пальчиковые игры
Цель: развивать речедвигательную зону головного мозга; развивать связную речь; развитие мелкой и общей моторики пальцев; активизировать движения пальцев рук; формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.
Ребятки, кто из вас любит рыбалку? В нашей реке встречаются плотва, окунь, щука, налим, судак, лещ, ерш, пескарь, а также «уральская форель» - хариус.
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.
Показывают рукой волны.
Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.
ИЛИ
физминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Игра «Сравни водоем»
Давайте сравним разные водоемы, посмотрим, чем они отличаются.
Ответы детей по мнемотаблице.
Воспитатель приглашает ребят к столу, где разложены раздаточный материал для игры.
Рекой называется водоток, имеющий значительные размеры и естественное течение от истока (места зарождения реки) вниз до устья (места, где река соединяется с другим водоемом). Протекает река в вытянутом пониженном участке поверхности – долине. Вода пресная.
Ручей – водоток меньших размеров, перемещающийся, как правило, с большой скоростью, может пересыхать. Вода пресная.
Море – водоем больших размеров с соленой водой, являющийся частью мирового океана, отделенного от него участками суши или рельефом. Вода соленая. Течения всей массы воды нет, есть внутренние течения, обусловленные климатическими явлениями.
Мнемотаблица
6 Подведение итогов (проговариваем, что делали, чему научились). Наше путешествие подошло к концу, вам понравилось путешествовать по Агидели?.
Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Хотелось бы вам повторить такое путешествие вместе с родителями?