Надежда Корнилова
Методические рекомендации по применению деятельностного метода в режиме образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов
по применению педагогической технологии деятельностного метода в гибком режиме образовательного процесса.
Введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает внесение корректив в планирование воспитательно – образовательной работы с детьми. И если в календарных, перспективных планах и рабочих программах ДОУ педагоги вносят изменения и фиксируют формы работы с детьми, интеграцию образовательных областей и комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса, то приступая к реализации планируемого, воспитатели порой не понимают основные изменения в современных подходах к организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности. Таким образом, внедряя новые формы организации образовательной деятельности, было отмечено, что значительные трудности возникают у педагогов с организацией деятельности дошкольников вне занятий, планируемой в режиме дня. Но для того чтобы всё встало на свои места в сознании педагогов необходимо понять смысл. Который вкладывается в слово «занятие».
Публикация «Методические рекомендации по применению деятельностного метода в режиме образовательного процесса» размещена в разделах
Если термин «занятие» трактовать не как учебная временная модель образовательного процесса, а как разнообразная деятельность в течение дня воспитателя с детьми, т. е. «занятие» - заниматься чем-то интересным и увлекательным вместе, то все «громкие» и многосмысленные слова и понятия внедрённые ФГТ в структуру образовательного процесса дошкольного образования становятся понятными. В федеральных государственных требованиях учебный блок заменён на блок «совместная деятельность педагога и детей», которая должна быть организована в различных формах в режиме дня. То есть в совместную деятельность входит уже не только наши бывшие планируемые занятия, но и образовательная деятельность вне занятий. Такая организация педагогического процесса даёт возможность педагогам - дошкольникам сменить дисциплинарную модель взаимодействия взрослого с детьми на личностно - ориентированную, где цель общения: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия. Данная модель предполагает сотрудничество, в котором ребёнок будет проявлять себя более активно, а для этого педагогу необходимо уметь вставать на позицию «маленького» человека, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции. То есть смотреть на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества, быть не «рядом» и не «над» ребёнком, а «вместе» с ним.
Таким образом, совместная образовательная деятельность педагогов и детей организуется и утром, и после завтрака, и на прогулке, и вечером. Теперь становится понятным, почему говориться во многих документах и других информационных источниках об изменении объёма и содержания понятия «НОД» (непосредственно образовательная деятельность). Ведь «занятие» – это всегда был временной отрезок в режиме дня, который прописан в СанПиН и в программе дошкольного образования. И педагоги выстраивали учебную или развивающую модель этого занятия так, чтобы уложиться во время, указанное в соответствующих документах данного возраста детей. Но вот беда! В СанПиН термин «занятие» заменён термином «непосредственно образовательная деятельность (НОД)», а в примерных программах дошкольного образования сетка занятий заменена на перечень примерных видов организованной образовательной деятельности (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы) и образовательные ситуации («Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.). Но везде остался регламент времени по каждому возрасту для образовательной деятельности. Вот это и привело дошкольных педагогов в недоумение:
с одной стороны – открытый временной конец «занятия» (каждый работает в своём темпе) и изменение объёма и содержания понятия «НОД»,
а с другой стороны - указанное нормативное время для НОД.
Как можно понять совершенно разные взгляды различных документов на понятие «непосредственно образовательная деятельность (НОД)»?
Да! Вопросов много. Главное необходимо «зацепиться» за основную смысловую «нить». И она есть!
В ФГТ говориться о том, что образовательная деятельность должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной и чтения). И специфика дошкольного образования, по убеждению Д. Б. Эльконина, заключается в том, что обучение является по сути процессом «усвоения» содержания в различных видах деятельности. А схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией А. С. Выготского такова: сначало она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем – в совместной деятельности со сверстниками, и наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Если внимательно вчитаться в смысл высказываний и сопоставить их с инновационной технологией деятельностного метода в дошкольном образовании, можно «увидеть» ту самую необходимую «нить». Которая поможет педагогам правильно выстроить образовательную деятельность в течении всего дня, не забывая так же про комплексно – тематическое планирование и интеграцию образовательных областей, которые настоятельно рекомендуют нам ФГТ.
Задач перед педагогом стоит много и их можно решить, если адаптировать технологию деятельностного метода к гибкому режиму реализации образовательных областей в процессе детской деятельности. В результате мы сможем реализовать поставленные перед нами требования: совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми, интеграцию образовательных областей, комплексно – тематическое планирование образовательного процесса через различные виды детской деятельности и др.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут воспитателям разумно планировать образовательный процесс.
Планируя работу, педагог предполагает реализацию содержания программы по темам посредством комплексного использования смены детской деятельности, организационных форм и интеграции образовательных областей.
Педагогу необходимо выбрать тему и поставить основную цель в течение всего дня или его части (1 половина, 2 половина дня, прогулка) в зависимости от возрастных особенностей детей и на усмотрение педагога.
Например :
Тема: «Предметы бытовой техники: пылесос и электромясорубка»
Цель: познакомить детей с бытовой техникой.
или
Тема: «Круг»
Цель: познакомить детей с кругом как геометрической фигурой.
Следует заметить, что образовательная деятельность в режимных моментах характеризуется кратковременностью и может регламентироваться воспитателем, который должен при этом учитывать возрастные и индивидуальные особенности данной группы детей, эмоционального настроя и др., а образовательная деятельность в НОД может быть более продолжительной и длиться в соответствии с нормами СанПиН и рекомендациями примерных программ дошкольного образования.
Образовательная деятельность планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня. Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребёнка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе.
Например : в утренний отрезок времени в гости к детям приходит Лунтик с просьбой помочь ему подготовиться к встречи гостей или обратить внимание детей на то, с помощью чего младший воспитатель наводит чистоту и порядок в группе
или
предлагается детям послушать сказку.
Таким образом, педагог вводит детей в игровую ситуацию основная задача которой, мотивировать детей на включение в игровую деятельность. И эта задача будет выполнена, если дети захотят узнать что-то новое или научиться чему-то. При этом главное, чтобы дети были уверены, что они смогут это узнать или сделать. То есть дети должны быть эмоционально положительно настроены к открытию чего-то нового. Педагог выстраивает побуждающие и подводящие диалоги с детьми. Это могут быть вопросы, загадки, различные ситуации и многое другое.
В гибком режиме дня (например : утренний отрезок) это будут запланированные педагогом различные формы работы с детьми: проблемные ситуации, беседы, рассматривание, чтение, наблюдение и др.).
Далее воспитатель организует затруднение в игровой ситуации.
Например : Что помогает быстро выполнить домашнюю работу? Какие опасности могут подстерегать того, кто работает с элекроприборами?
Или
Как надо поступить герою сказки, чтобы…. ?
Задача педагога состоит в том, чтобы вопрос или действие были актуальны и естественны. То есть необходимо создать мотивационную ситуацию, при которой в деятельности детей появились бы затруднения, нерешённые интересные вопросы, на которые захотелось бы детям узнать или найти ответ. Воспитатель помогает детям понять, почему произошло это затруднение. Он не должен преподносить детям готовую информацию и объяснять каждый шаг какого – либо действия. Главное в данный момент дать возможность детям самим предположить что – то, высказать своё (пусть даже нелепое) мнение, постараться объяснить и аргументировать его, сделать что-то самому и рассказать, почему не получилось. Здесь всё зависит от терпения, корректности и уважения педагога к ребёнку. В этот момент дети пытаются домыслить, придумать, сделать что- то по своему, вспомнить что-то из своего личного опыта – они «расскрываются» и доверяют, хоть и с опаской, свои мысли взрослому.
Здесь педагог в зависимости от времени в гибком режиме (например : после завтрака) планирует такую деятельность и форму работы, которая в лучшей степени поможет ребёнку осознать и понять «новое».
Например : поручения, помощь детей в уборке групповой комнаты
или
практическое применение какого – либо действия (катание различных предметов : кубиков, шариков, мячиков, для выявления что лучше катится)
Вот здесь и происходит «открытие» нового знания.
На этом этапе воспитатель подводит детей к пониманию какого – либо нового знания или действия, уточняет правильность рассуждений. Педагог проговаривает с детьми каждый шаг во внешней речи нового действия, фиксирует в речи детей правильный ответ на поставленный вопрос. Дети вместе с воспитателем делают выводы.
Далее происходит включение нового знания в систему знаний ребёнка.
В гибком режиме реализации образовательных областей в процессе детской деятельности педагог подбирает различные формы работы с детьми, чередуя деятельность и выполняя различные сопутствующие задачи интегрируемых образовательных областей. Это и различные дидактические игры для развития речи - коммуникативная + игровая деятельность, и художественное творчество (рисование, аппликация, лепка) – продуктивная + познавательно-исследовательская деятельность, и интегрированные подвижные дидактические игры - двигательная + игровая + познавательно-исследовательская деятельность, и различные развивающие игры – познавательная деятельность, и сюжетно – ролевые игры, и различные поручения - трудовая деятельность, и многое, многое другое…
Главное, педагог, выполняя сопутствующие задачи, не должен забывать основную цель, которую поставил в самом начале своей работы. Во время различной деятельности он должен подбирать такие задания для детей, в которых используется как новое, так и ранее изученные знания и действия. Дети учатся применять новые знания в игре и повседневной жизни детского сада.
В заключении воспитатель вместе с детьми анализируют, делают выводы и проговаривают во внешней речи «новое».
Педагог проводит рефлексию деятельности дошкольников, соотносит поставленные цели и результаты деятельности, планирует дальнейшие действия по коррекции возникших затруднений, намечаются новые пути развития.
В конце дня воспитатель может провести работу с родителями по данной теме, дать индивидуальные консультации, разместить на стенде ответы, интересный и полезный материал.
В результате в гибком режиме дня педагог планирует изучение данного материала не только во время НОД (т. е. на «занятиях») прописанных в примерных программах дошкольного образования и СанПиН, «искусственно» давая детям знания в определённое время, отведённое на НОД («занятие», «заставляя» детей узнать что – либо в короткий отрезок времени, а помогает понять, открыть и осмыслить новый материал по мере своих индивидуальных и личностных особенностей.
Данная педагогическая технология внешне напоминает тематические дни, публикуемые сейчас в различных издательствах, но есть основное различие.
В тематических днях планируется по данной теме различные виды деятельности, а в деятельностном методе гибкого режима образовательного процесса – открытие «нового» через детскую деятельность.
И хотя в настоящие время нет готовых разработок, логично выстроенной системы работы с детьми «по новому», это не означает, что нужно «ждать». Нет! Не стоит бояться работать «по новому», нужно пробовать, экспериментировать, находить свои ошибки и исправлять их. Ведь этому мы должны научить детей, а значит, должны научиться сами открывать что – то новое для себя.
И совсем не покажется, выбранная Вами работа трудной, скучной и непонятной, если Вы вместе с детьми будете отправляться в увлекательные путешествия, отгадывать и распутывать таинственные и загадочные истории, экспериментировать, проводить опыты, высказывать догадки по различным вопросам. А для этого необходимо быть не только профессиональным, но и творческим педагогом!
«…Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными. Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать. материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье»
Е. Н. Водовозова
Педагогические заповеди
Ж. -Ж. Руссо писал: «. Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».
У каждого ребенка свой срок и час постижения.
Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и
само его стремление узнать новое, научиться новому.
В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребенка.
Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.
Принудительное обучение бесполезно.