МААМ-картинки

Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Татьяна Гибадулина
Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики
▼ Скачать + Заказать документы

Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте, стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформальных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его. Систематическое структурированное наблюдение является основным методом сбора информации для педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка.

Публикация «Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики» размещена в разделах

Концепция ФГОС дошкольного образования относительно педагогической диагностики состоит в том, что она необходима для индивидуализации образования — поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития, а также оптимизации работы с группой детей.

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ» подробно описаны психологические особенности детей раннего и возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержание «Карты наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые существенно дополнят знания педагогов-практиков о педагогическом наблюдении. Использование «Карт наблюдения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Наблюдение.

Наблюдение — это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми»

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентировочно в течение сентября) проводится первичная диагностика : выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития, определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и индивидуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (проблемы) освоения малышом образовательных областей в соответствии с критериями «Карты наблюдения…», намечают задачи работы и проектируют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продвинуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Карт наблюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

Система оценки критериев развития ребенка раннего возраста.

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:

1 — начальная стадия;

2 — в развитии;

3 — при умеренной поддержке;

4 — самостоятельно;

5 — устойчиво.

Перечисленные понятия применительно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

• Начальная стадия. Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.

• В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру неустойчивые.

• При умеренной поддержке. Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.

• Самостоятельно. Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.

• Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики.

Этап 1.

В «Карте наблюдения…» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель ( среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес-тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, а также общий уровень развития.

Этап 2.

Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанников; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагностики можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Карта наблюдения и оценки развития

Ребенок ___ группа ___ пол ___

Воспитатели :

Уровни показателей (баллы) : 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно;

5 — устойчиво.

Критерии развития

(ранний возраст 1,6—2 года)

1. Социально-коммуникативное развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:

называет себя мальчиком или девочкой

знает собственное имя, фамилию, имена родителей

узнает по фотографиям, картинкам семейные праздники, атрибуты (елка, торт; подарки и пр.)

2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:

делится игрушками, не проявляет грубость, идет на контакт со взрослыми, сверстниками

отвечает на проявленное внимание, играет рядом сс сверстниками

проявляет желание играть вместе со взрослыми

3. Выражает эмоции приемлемым способом:

проявляет готовность ждать появления матери

быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого

подражает взрослым в проявлении заботы о других детях

4. Самообслуживание:

проявляет интерес при помощи взрослого снимать одежду, обувь, одеваться, обуваться

проявляет интерес к мытью рук, вьгиранию лица, пользованию носовым платком, салфеткой, расческой, горшком и пр, при помощи взрослого

умеет держать ложку, чашку

5. Трудовые поручения:

проявляет интерес при помощи взрослого наводить порядок в игровой комнате (убирать игрушки)

проявляет интерес при помощи взрослого выполнять простейшие трудовые действия

6. Воспитание ценностного отношения к труду.

проявляет интерес при помощи взрослого выполнять трудовые действия

7. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:

знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться и пр.)

имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)

знает гравила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми приборами

8. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:

имеет представление о безопасной игре с песком, ведой, снегом

знает свою прогулочную площадку, способен находиться в ее пределах и осознает ее границы

в свободной деятельности соблюдает элементарные правила поведения (не драться, не кидаться и пр.)

Всего (среднее значение) :

2. Познавательное развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1. Проявляет познавательный интерес:

с интересом реагирует на новые игрушки, предметы, события

охотно окликается на просьбу взрослого («Принеси такую же»)

возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем

2. Проявляет интерес к действиям с предметами:

различает предметы ближайшего окружения

пользуется предметами-орудиями (везет за собой машинку на веревочке, продевает ленточку в колечко и т. д.)

настойчив в решение проблем, возникающих при действиях с предметами (упорно проталкивает вкладыш в отверстие, перебирает несколько колец пирамидки, пока не находит нужное, и т. д.)

3. Классифицирует по признакам:

раскладывает однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине

собирает матрешку, вкладыши, пирамидку из трех и более частей

находит предмет нужного цвета из четырех предложенных

Всего (среднее значение) :

3. Речевое развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1. Правильно реагирует на речевую информацию:

находит по просьбе взрослого однородные предметы, изображения знакомых действий

понимает короткий рассказ о событиях из собственного опыта

следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его

2. Активная речь:

пользуется словом в момент сильной заинтересованности

пользуется двухсловными предложениями

облегченные слова заменяет правильными

3. Говорит понятно для слушателей:

разговорный словарь достигает 100—300 слов

подражает взрослому, повторяет слова, появляется самостоятельная речь

общается со взрослым по собственной инициативе

4. Проявляет интерес к художественной литературе:

с удовольствие слушает чтение взрослого

приносит свою любимую книгу по просьбе взрослого

эмоционально реагирует на чтение знакомых историй, пытается повторять за взрослым слова, фразы из знакомых произведений

5. Проявляет самостоятельность в «литературной* деятельности:

сам берет книгу, выбирая свою любимую из нескольких

правильно держит книгу, листает

наблюдает за изготовлением книги, пытается помочь

6. Видит связь между устной и письменной речью:

показывает текст на вопрос взрослого «Где буквы?»

узнает знакомые ему книги

просит взрослого написать что-либо

Всего (среднее значение) :

4. Художественно-эстетическое развитие Начало уч. г. Конец уч. г.

1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания музыки:

просит включить или повторить песню, мелодию

внимательно, с интересом слушает

пытается подпевать (звукоподражание)

2. Сам пытается музицировать

способен узнавать знакомую мелодию, песню

распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки, ложки, бубен, фортепиано)

использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

3. Двигается под музыку.

начинает движения с началом музыки двигается в соответствии с характером музыки

любит смотреть, как танцуют дети, взрослые

4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев

проявляет интерес к изобразительной деятельности (подходит, наблюдает пробует)

понимает, что для занятий нужно сидеть за столиком может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 3—5 мин

радуется своим рисункам

5. Воплощает идеи в реальность:

пытается назвать, что нарисовал

проявляет интерес к действиям с карандашами, кистью, штампами, пластилином и т. д.

знает что из глины (пластилина) можно лепить, она мягкая

6. Проявляет воображение:

выбирает разные цвета

использует разные материалы (не один)

любит пальчиковое рисование

Всего (среднее значение) :

Подсчет результатов опирается на среднее значение, которое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно — высокий уровень развития).

Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Пример заполнения сводной таблицы по итогам первого этапа сентябрьской диагностики.

№пп Ф. И. ребенка Образовательные области Итого среднее знач.

Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

1 Маша Т. 3,2 3,1 3,5 3,3 3,1 3,2

2 Оля П. 4,1 2,4 3,1 3,3 2,4 3,0

22 Илья Л. 3,7 3,9 4,1 4,5 3,9 4,0

Итого по группе среднее 3,7 3,1 3,6 3,7 3,1 3,4

Из таблицы видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проанализировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с психологом и иными специалистами определяют задачи работы.

Результаты педагогической диагностики используются исключительно решения образовательных задач:

1) индивидуализация образования (поддержка ребенка, построение его образовательной траекторий и коррекции особенностей его развития;

2) оптимизация работы с группой детей.

Карты наблюдения детского развития позволяют педагогу создавать в ходе образовательной деятельности диагностические ситуаций, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свой действия

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению прогулок в детском саду Цели и задачи прогулки в ДОУ Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цели прогулки: укрепление.

Методические рекомендации для учителей-логопедов «Организация психолого-медико-педагогической комиссии» Организация работы психолого-медико-педагогической комиссии в условиях дошкольного образовательного учреждения (методические рекомендации).

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации для воспитателей «Проведение дыхательной гимнастики» В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в.

Методические рекомендации к организации и проведению тематических прогулок с дошкольниками Прогулки-походы. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Методические рекомендации по проведению бесед с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации проведения бесед с детьми дошкольного возраста С детьми дошкольного возраста очень важно грамотно использовать.

Методические рекомендации по проведению Недели дорожной грамотности в разновозрастной группе малокомплектного ДОО Методические рекомендации по проведению «Недели дорожной грамотности» в разновозрастной группе малокомплектного ДОО Автор-составитель: воспитатель.

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования СОДЕРЖАНИЕ 1. Учебное занятие в системе дополнительного образования 1.1. Основные требования к современному занятию…. 4.

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 20:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гибадулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД