Получи документы

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Валерия Олеговна Макарова
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ (из опыта работы)

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотизм в современных условиях – это преданность своему Отечеству, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

В настоящее время проблема ознакомления детей с окружающим миром встала особенно остро, поэтому считаю одной из первоочередных задач помочь ребёнку раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. В этой связи в детском саду проводится целенаправленная работа по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма, при этом акцент в этой работе мы сделали на духовно-нравственное воспитание.

Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду начинается с семьи, потому что, хотя детский сад и играет в становлении личности маленького гражданина большую роль, чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Развитие личности осуществляется прежде всего в семье. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка, либо, как человека нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей. Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.

Продолжая работать по теме: «Моя семья», при реализации которой у детей формируется интерес к своей родословной, предлагаю нарисовать всех членов семьи, рассказать о своей семье, о родственных отношениях в семье («Кто ты для папы, мамы, бабушки, дедушки? Кто мама для тебя, папы, бабушки, дедушки). Целесообразно беседовать с детьми о младших членах семьи, спросить, кто и как заботится об их маленьких сестренках и братишках, напомнить, что, заботясь о младших, они помогают взрослым членам семьи, прежде всего маме.

Кроме того, необходимо расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжать формировать интерес к «малой Родине», рассказать о достопримечательностях родного края, культуре, традициях.

Полезно провести занятие «Мой город», где закрепляются знания о родном городе как месте жительства, понятие об адресе, при этом расширяются представления о достопримечательностях города, их значимости и ценности для его жителей.

Перед праздником, посвященном Дню Победы, Дню защитника Отечества целесообразно попросить родителей организовать прогулку в центр города, возложить цветы к памятникам героям войны.

В старшей группе детям объясняю, что наша страна называется Российская Федерация (Россия, показываю на карте всю Россию, моря, озера, реки, леса, отдельные города.

Следует познакомить детей с Москвой - столицей России. Работу по этой теме можно начать с чтения главы «Красная площадь» из книги «Что я видел» Б. Житкова.

Необходимо познакомить детей с флагом, гербом и мелодией гимна России (флаг России хорошо знают во всем мире, он развивается над зданием нашего правительства, под этим флагом плавают в морях и океанах русские суда. Полученные представления дети отражают в рисунках.

Работая со старшими дошкольниками, продолжаю расширять представления детей о Российской армии, рассказываю о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность (солдаты проходят службу под руководством офицеров; есть разные военные профессии: военный пограничник, военный моряк, военный летчик, военный подводник и т. д. Считаю целесообразным вспомнить с детьми рассказ «Красный командир» Б. Житкова, прочитать стихотворение А. Барто «На заставе».

Начиная с младшей группы, приобщаем детей к русской культуре : рассказываем им русские народные сказки, читаем потешки. Дети слушают русские народные песни, играют в народные игры. Знакомим с традициями, обычаями и бытом, рассматриваем предметы народно прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Читая художественную литературу, знакомим с поэзией А. С. Пушкина, А. А. Блока, С. А. Есенина, учим детей наслаждаться поэтичностью русской речи. Читая или рассказывая необходимо использовать наглядный материал: фотографии, репродукции картин, вырезки из плакатов, журналов, открытки. К Дню Защитника Отечества и Дню Победы подбираем художественную литературу, иллюстрации о жизни и учебе воинов нашей армии, делаем выставку рисунков по темам: «Наша Армия», «Защитники Отечества», «Моя Родина».

Знакомство детей с малой родиной осуществляется в следующих формах работы:

-занятия по ознакомлению детей с родным краем;

-беседы о земляках;

-экскурсии.

Консультация для воспитателей

Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому-то уголку Земли, любовь к Родине. Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет методику занятия : включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («В какую одежду был одет герой сказки.» и т. д.). В пословицах и поговорках дети оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность, правдивость, отвагу, любовь к родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Необходимо знакомить детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации к развивающему пособию «Бизиборд «Пирамида» для детей дошкольного возрастаМетодические рекомендации к развивающему пособию «Бизиборд «Пирамида» для детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗВИВАЮЩЕМУ ПОСОБИЮ.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Методические рекомендации в обучении детей раннего дошкольного возраста основных цветов в игровой формеМетодические рекомендации в обучении детей раннего дошкольного возраста основных цветов в игровой форме Я с детьми раннего дошкольного возраста работаю очень давно, у меня накопился опыт правильного обучения малышей цветовой палитры. В нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 августа 2024 в 15:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Олеговна Макарова (УИ 2309317) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД