Валерия Олеговна Макарова
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех её элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Публикация «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ (из опыта работы)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотизм в современных условиях – это преданность своему Отечеству, сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В настоящее время проблема ознакомления детей с окружающим миром встала особенно остро, поэтому считаю одной из первоочередных задач помочь ребёнку раскрыть окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. В этой связи в детском саду проводится целенаправленная работа по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма, при этом акцент в этой работе мы сделали на духовно-нравственное воспитание.
Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду начинается с семьи, потому что, хотя детский сад и играет в становлении личности маленького гражданина большую роль, чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Развитие личности осуществляется прежде всего в семье. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка, либо, как человека нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей. Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности.
Продолжая работать по теме: «Моя семья», при реализации которой у детей формируется интерес к своей родословной, предлагаю нарисовать всех членов семьи, рассказать о своей семье, о родственных отношениях в семье («Кто ты для папы, мамы, бабушки, дедушки? Кто мама для тебя, папы, бабушки, дедушки). Целесообразно беседовать с детьми о младших членах семьи, спросить, кто и как заботится об их маленьких сестренках и братишках, напомнить, что, заботясь о младших, они помогают взрослым членам семьи, прежде всего маме.
Кроме того, необходимо расширять представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжать формировать интерес к «малой Родине», рассказать о достопримечательностях родного края, культуре, традициях.
Полезно провести занятие «Мой город», где закрепляются знания о родном городе как месте жительства, понятие об адресе, при этом расширяются представления о достопримечательностях города, их значимости и ценности для его жителей.
Перед праздником, посвященном Дню Победы, Дню защитника Отечества целесообразно попросить родителей организовать прогулку в центр города, возложить цветы к памятникам героям войны.
В старшей группе детям объясняю, что наша страна называется Российская Федерация (Россия, показываю на карте всю Россию, моря, озера, реки, леса, отдельные города.
Следует познакомить детей с Москвой - столицей России. Работу по этой теме можно начать с чтения главы «Красная площадь» из книги «Что я видел» Б. Житкова.
Необходимо познакомить детей с флагом, гербом и мелодией гимна России (флаг России хорошо знают во всем мире, он развивается над зданием нашего правительства, под этим флагом плавают в морях и океанах русские суда. Полученные представления дети отражают в рисунках.
Работая со старшими дошкольниками, продолжаю расширять представления детей о Российской армии, рассказываю о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность (солдаты проходят службу под руководством офицеров; есть разные военные профессии: военный пограничник, военный моряк, военный летчик, военный подводник и т. д. Считаю целесообразным вспомнить с детьми рассказ «Красный командир» Б. Житкова, прочитать стихотворение А. Барто «На заставе».
Начиная с младшей группы, приобщаем детей к русской культуре : рассказываем им русские народные сказки, читаем потешки. Дети слушают русские народные песни, играют в народные игры. Знакомим с традициями, обычаями и бытом, рассматриваем предметы народно прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Читая художественную литературу, знакомим с поэзией А. С. Пушкина, А. А. Блока, С. А. Есенина, учим детей наслаждаться поэтичностью русской речи. Читая или рассказывая необходимо использовать наглядный материал: фотографии, репродукции картин, вырезки из плакатов, журналов, открытки. К Дню Защитника Отечества и Дню Победы подбираем художественную литературу, иллюстрации о жизни и учебе воинов нашей армии, делаем выставку рисунков по темам: «Наша Армия», «Защитники Отечества», «Моя Родина».
Знакомство детей с малой родиной осуществляется в следующих формах работы:
-занятия по ознакомлению детей с родным краем;
-беседы о земляках;
-экскурсии.
Консультация для воспитателей
Патриотизм – высокое гражданское чувство и высокое слово, но в то же время очень простое, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему дому, к какому-то уголку Земли, любовь к Родине. Патриотическое воспитание должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, своей Родине. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет методику занятия : включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («В какую одежду был одет герой сказки.» и т. д.). В пословицах и поговорках дети оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность, правдивость, отвагу, любовь к родине, трудолюбие, бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Необходимо знакомить детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т. д., вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.