Людмила Нагаева
Методические рекомендации по организации РППС по ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
по организации предметно-развивающей среды
художественно-эстетического развития и воспитания детей
подготовила: старший воспитатель
Нагаева Л. З.
2021г
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования ребенок, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. – центр внимания в образовательном процессе. В формировании гармоничной личности огромную роль художественно- эстетическое развитие.
Публикация «Методические рекомендации по организации Рппс по ИЗО» размещена в разделах
Приобщение детей к миру искусства, формирование представлений об эстетических признаках объектов окружающего мира, развитие любознательности, способности видеть красоту природы, любоваться ею, а так же формирование первых технических навыков и умений в изобразительной деятельности происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важным моментом в работе педагогов является создание развивающей среды, которая обеспечит единство различных форм организации изобразительной деятельности в ДОУ.
Предметно-пространственная среда в детском учреждении имеет важное значение для формирования гармоничной личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать следующим требованиям:
РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста должны соответствовать особенностям каждого возрастного этапа, требованиям охраны и укрепления здоровья.
РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Опираясь на психолого-педагогические исследования (В. В. Давыдова, Л. Б. Переверзева, Л. П. Печко, В. А. Петровского, А. И. Савенкова, Е. А. Екжанова, Е. А. Пелих и др., и исходя из задач формирования художественно-творческих способностей можно определить требования к организации эстетически воспитывающей среды:
- среда должна быть сменяемой, разнообразной и сложной, вариативной, динамичной. Она должна осуществлять всестороннее развитие личности дошкольника;
- среда должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
- среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимым для развертывания деятельности компонентами;
- в создание среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, понимания взаимодействия всех ее компонентов, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные способности, предпочтения и склонности;
- необходимо постоянное обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики ее восприятия ребенком;
- предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивают уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку;
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.
Центр художественного творчества
способствует формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке должно быть достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми рисуют, лепят, создают аппликацию.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации предметно - развивающей пространственной среды ДОО в условиях ФГОСДО материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами:
-материалами для изобразительной деятельности и конструирования;
-оборудование общего назначения.
Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.
Дидактические игры, наглядный материал могут находится в тумбах, выдвижных шкафах. Детские работы (рисунки, поделки, коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде, к которым должен быть свободный доступ.
Для развития художественно-эстетического восприятия Центр изобразительного искусства оснащается предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки, репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки располагаются на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы.
Важным для детей дошкольного возраста является фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". Есть игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста.
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:
-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т. п. ;
-Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;
-Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;
-Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.
-Центр Экспериментирования. Дети свободно действуют с различными природными материалами, наблюдают за растениями, создают всевозможные коллекции.
Примерный перечень материалов
в центрах художественного творчества.
Младшие группы:
Цветные карандаши
Бумага цветная и белая
Целый альбомный лист или половина
Бумага цветная (голубая, серая, розовая, зеленая, синяя, желтая и т. д.)
Гуашь в наборе, кисти (№9, 10,12)
Подставка для кистей
Баночки
Салфетки
Глина, пластилин
Стеки
Салфетки для вытирания рук
Дощечки
Силуэты и трафареты предметов округлых форм : грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т. д.
Трафареты одежды
Альбомы с фото (соответствующие тематике недели)
Средняя группа:
Цветные карандаши
Бумага цветная и белая
Целый альбомный лист или половина
Гуашь в наборе, кисти (№9, 10,12)
Подставка для кистей
Баночки
Салфетки
Глина, пластилин
Стеки
Салфетки для вытирания рук
Дощечки
Силуэты и трафареты предметов округлых форм : грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т. д.
Контуры домиков, кукол разного размера, овощей, фруктов
Трафареты листьев, одежды, игрушек, дымковские игрушки с элементами росписи
Иллюстрации к сказкам
Книжки –раскраски предметные
Муляжи овощей, фруктов
Дидактические игры на закрепление цвета, формы
Материалы по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики
Дидактические игры
Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей
Старшая и подготовительная группы
Бумага разного размера, формы, фактуры и цвета
Цветные карандаши (12 цветов)
Гуашь, акварель, сангина
Цветные восковые мелки
Фломастеры
Кисти (№12-14)
Пластилин, стеки, глина
Баночки
Салфетки из ткани, губка из поролона, салфетки для рук
Доски для лепки
Мелки для рисования
Трафареты посуды, овощей, фруктов
Силуэты птиц, животных, человека
Предметы декоративно-прикладного искусства с элементами росписи (дымка, городецкая и др. по программе)
Муляжи овощей и фруктов
Раскраски для девочек и мальчиков
Иллюстрации по сказкам, временам года
Дидактические игры
Материалы по нетрадиционной технике рисования: тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампики
Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей
Использованная литература:
Артамонова О. В. Организация предметно-пространственной среды в до школьном учреждении: Метод, рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. - Тольятти: Изд. инф. -техн. Центра, 1994.
Гайказова р. Т., Кострикина Т. Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., Просвещение, 1974.
Давыдов В. В., Переверзев Л. Б. К исследованию предметной среды для детей // Техническая эстетика. - 1976. - № 3-4. - С. 4-6.
Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И., Короткова Н. А., Рунова М. А. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих / Под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.
Дыбина О. В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. М., 2008.
Как знакомить дошкольника с природой / Под ред. П. Г. Саморуковой. - М: Просвещение, 1978.
Комарова Н. Ф. и др. Детский сад - «Открытая система» : Программно-метод. разраб. / С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, Н. А. Реуцкая. - М., 1994.
Комарова Т. С., Филипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
Рекомендации по размещению, планировке и оборудованию участков
дошкольных учреждений // Под ред. Т. В. Ворониной. - М. : ЦНИИЭП учебных заведений, 1984.
Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.