Елена Вельгорецкая
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.
Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению.
Традиционно важное место в педагогическом процессе детского сада занимают занятия.
Публикация «Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется на занятии как форме организованного обучения, а закрепления материала, полученного на занятиях, осуществляется в других формах детской деятельности.
Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.
Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности, в процессе решения детьми проблемных задач. Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумайте, догадайтесь. В ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.
Планируя и организуя занятие по подготовке детей к обучению грамоте, воспитатель должен стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать ситуации спора, дискуссии, просить обосновывать свое мнение или ответ.
Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
Воспитателю также важно знать, что, только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить. И еще, обращаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.
Основа обучения – разнообразная деятельность детей.
Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Ребенок должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
Начинаться любое занятие должно с мотивации познавательной и речевой активности: с детьми старшего дошкольного возраста используются такие приемы, как создание проблемных ситуаций, загадки, соревнования и т. п.
Шире необходимо использовать словесные игры, сюрпризные моменты, игровые ситуации.
Необходимо оснащать занятия по подготовке детей к обучению грамоте разнообразным дидактическим материалом, наглядными пособиями, таблицами, моделями, игрушками, репродукциями и пр.
На занятиях обязательны смена мизансцен и движение. Очередной вид деятельности надо начинать с постановки задачи в общем виде. Нужно помнить о развитии речи в любых формах деятельности. Поэтому педагогу необходимо на занятии специально проектировать такие формы общения, которые были бы направлены на формирование коммуникативных способностей.
На совершенствование речевого аппарата детей направлено систематическое включение в занятия артикуляционной гимнастики или разминки (чтение скороговорок, потешек, чистоговорок, стихов и четверостиший).
При отборе методов и приемов обучения и воспитания педагогу желательно помнить следующее:
-обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве нужно через разумную дозу помощи;
-хвалить от души;
-верить и доверять безоговорочно;
-договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;
-прощать искренне;
-не сравнивать детей друг с другом;
-не ставить их друг друга в пример;
-не приказывать, не требовать жестко;
-поддерживать у детей ощущение успешности.
Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности.
Такой подход позволит синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими развитие ребенка.
Литература.
1. Ельцова О. М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте : Учебно-методическое пособие. – СПб, 2011.-320 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспититателей. – 2 изд., 2005.