Титова Наталья Анатольевна
Методические рекомендации «Особенности организации методического контроля в течение дня»
▼ Скачать + Заказать документы
При осуществлении контроля за организацией питания, питьевого и двигательного режима старший воспитатель обращает внимание на соблюдение норм Сан ПиН. Остановимся более детально на отдельных моментах.
Организация питания
.
Проконтролируйте, чтобы младшие воспитатели своевременно доставляли пищу в группу. Температура блюд должна соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3049–13.
Публикация «Методические рекомендации „Особенности организации методического контроля в течение дня“» размещена в разделах
Горячие блюда (супы, соусы, напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру 60–65 градусов (п. 14.15 СанПиН). Повара должны рассчитывать время снятия супа с плиты, чтобы в момент подачи его к столу он имел соответствующую температуру.
Холодные закуски, салаты, напитки должны иметь температуру не ниже 15 градусов (п. 14.15 СанПиН). Для кисломолочных продуктов (напитков) установлена температура подачи 15±2 градуса. Их достают из холодильника и подогревают при комнатной температуре до достижения температуры подачи, но не более одного часа.
Питьевой режим.
Проверьте, как педагоги организуют питьевой режим в группах. СанПиН разрешает использовать кипяченую питьевую воду при условии, что хранилась она не более 3 часов. Кипятят воду в пищеблоке не менее 5 минут в специальной емкости, которую ежедневно обрабатывают в конце рабочего дня. Температура питьевой воды, которую дают детям,- 18–20 градусов.
Дошкольники должны иметь свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени нахождения в группе детского сада. Графин или чайник с водой даже в младших группах нужно ставить на виду, чтобы дети видели, что вода в группе есть и можно попросить взрослых налить ее. В старшем возрасте дети уже могут сами налить себе воду, когда захотят пить.
Потребность ребенка в воде зависит от времени года, двигательной активности и в среднем составляет 80 мл воды на 1 кг веса ребенка. Если ребенок находится в детском саду полный день, он должен получить не менее 70 процентов суточной потребности в воде.
В ходе проверки обратите внимание на посуду. Воду дают детям в чистой без сколов и других механические повреждений посуде (стеклянных/керамических чашках) или в одноразовых стаканчиках. При этом чистые чашки должны стоять в специально отведенном месте на специальном промаркированном подносе (вверх дном, использованные стаканы – на отдельном подносе. В группе не должно быть использованной одноразовой посуды. Ее необходимо утилизировать в специальный контейнер.
За наличием питьевой воды в группе следит младший воспитатель. Каждые три часа он приносит в группу свежую воду и ставит отметку в тетради о времени забора воды. Если вода в группе закончилась раньше положенного времени, младший воспитатель приносит ее в группу вне графика.
Проверьте в ходе оперативного контроля наличие тетради учета своевременного забора питьевой воды и отметки в ней.
Организуя ежедневный контроль за работой педагогов с детьми в течение дня, особое внимание, старший воспитатель уделяет соблюдению двигательного режима, наличию специальной одежды детей на физкультурных занятиях, индивидуальной работе, организации кружковой деятельности.
Двигательный режим.
Проверьте, как педагоги организуют рациональный двигательный режим в группе, соответствует ли он состоянию здоровья, возрастно-половым возможностям детей и времени года. В течение дня воспитатели должны проводить с воспитанниками: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры, спортивные упражнения, динамические паузы.
Обратите внимание, своевременно ли педагоги сменяют вид деятельности детей, чтобы удовлетворить их потребности в движении, следят ли за состоянием воспитанников во время двигательной активности.
Одежда детей на физкультурных занятия
В ходе оперативного контроля проверьте, соответствует ли одежда детей на физкультурных занятиях требованиям. Спортивная одежда должна поддерживать оптимальное тепловое равновесие детского организма во время занятий физическими упражнениями, обеспечивать эффективную двигательную деятельность, защиту от травм и механических повреждений. Она должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать росту и полноте ребенка.
Одежда во время физкультурных занятий на открытом воздухе должна предохранять детей от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. Спортивная обувь должна быть удобной, легкой, прочной, мягкой и эластичной.
Для удобства детей и воспитателей спортивную форму следует хранить отдельно. На каждом предмете одежды и обуви должны быть метки с фамилией и именем воспитанника. В ситуации путаницы воспитателю будет проще по меткам определить владельца спортивной формы. Воспитатели должны приучать детей следить за чистотой спортивной формы и напоминать об этом родителям.
Индивидуальная работа с детьми.
Проконтролируйте, как воспитатели и специалисты детского сада организуют индивидуальную работу с детьми во время утреннего приема, в ходе ООД, во время режимных моментов, прогулки, игровой деятельности. Важно, чтобы педагоги слышали детей, не оставляли без внимания их вопросы и просьбы.
Кружковая работа.
Чтобы вовремя внести коррективы в работу педагогов, оцените, как они организуют кружковую работу. Проверьте документацию педагогов: перспективный план работы на текущий год или образовательную программу (авторскую, адаптированную, список детей, табель посещаемости воспитанников, дидактический материал, материалы по результатам диагностики.
Проконтролируйте, соответствуют ли занятия в кружках календарному плану, программе. Важно, чтобы занятия проходили согласно расписанию, а их продолжительность соответствовала требованиям к продолжительности образовательной деятельности в конкретной возрастной группе. Если педагоги опаздывают, задерживают занятия, это приведет к нарушению режима дня, переутомлению детей.
Кружковая работа
может быть организована в различных формах. Это могут быть фронтальные (групповые) занятия с детьми, посещение интересных мест, тематические прогулки, развлечения, отдых, участие в соревнованиях. В конце года руководители кружков готовят отчеты о результатах деятельности кружка и представляют его на заседании итогового педсовета.
Таким образом, старшему воспитателю необходимо согласно графику контрольно-аналитической деятельности на весь учебный год ежемесячно планировать оперативный сравнительный контроль по теме: «Состояние работы педагогов по организации прогулки».
Например, в марте это проверка коснется педагогов работающих в группе детей от 4 до 5 лет.
Проверьте наличие у воспитателя плана прогулки. Посмотреть, насколько соответствуют мероприятия на прогулке теме недели и образовательной деятельности, которая предшествовала прогулке. Например, после физкультурного занятия воспитатель начинает прогулку в спокойном ритме. И, наоборот, после музыкального занятия, развития речи, художественной деятельности воспитатель предлагает детям активные физические упражнения на свежем воздухе.
Понаблюдать и оценить условия, которые создают воспитатели для двигательной и познавательной активности детей на прогулке. Как они организуют дошкольников, проводят с ними наблюдения за живой и неживой природой, играют в дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игр. Дают ли педагоги детям трудовые поручения и время на самостоятельную игровую деятельность.
Проконтролировать, насколько грамотно педагоги проводят гигиенические процедуры до и после прогулки: посещение туалета, мытье рук с мылом, умывание.
Процесс одевания и раздевания воспитатели должны организовывать по времени, не задерживать выход на улицу, возвращаться за 30 минут до обеда.