Анна Борисенко
Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного центра детской деятельности в разных возрастных групп
▼ Скачать
Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного центра детской деятельности в разных возрастных группах ДОУ
Одной из целей деятельности любого ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств, способствование развитию инициативы, самостоятельности в ежедневной двигательной активности детей. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Публикация «Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительного центра детской деятельности в разных возрастных групп» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультурные и спортивные уголки в группах
- Темочки
В соответствие с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим здоровьем, иметь физическую подготовку.
Для этого должны быть созданы благоприятные условия – соответствующая возрасту развивающая среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем.
Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:
• содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;
• гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей);
• вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;
• периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Цель физкультурного центра : обеспечение и регулирование уровня двигательной активности детей в режиме дня.
Задачи физкультурного центра :
• приобретение двигательного опыта и физических качеств: координации и гибкости;
• правильное формирование опорно-двигательной системы организма;
• развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
• закрепление навыка выполнения основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) ;
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• овладение подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Требования:
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
5. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Содержание физкультурного уголка
в младшей группе
Теоретический материал:
• картотека подвижных игр;
• картотека малоподвижных игр;
• картотека физкультминуток;
• картотека утренних гимнастик;
• картотека считалок.
• Картотека стихов, потешек для формирования культурно-гигиенических навыков
• Настольно-печатные игры о мире движений человека
• Фото детей группы, занимающихся разными упражнениями
• Валеологические игры, пособия
Шапочки-маски, шапочки с ушками, хвостики для игр
• Оборудование для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
• Ортопедическая дорожка;
• мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
• коврики и массажные;
• палки гимнастические (2 шт. длина 71 см);
• бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
• нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
• мячики – ежики.
Для игр и упражнений с прыжками:
• Скакалки
• Обручи
• ленточки с колечками
• обручи малые
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
• Мячи разного размера
• Кольцеброс
• Корзина для заброса мячей
• Кегли;
Выносной материал
• мячи резиновые (1 комплект из 5 мячей разного диаметра);
• обручи;
• скакалки
Для развития ОВД
Кубы деревянные
Гимнастические палки
Палка-лошадка
Шнуры
Дуги, кольца, колечки
Погремушки, платочки, кубики, флажки и пр. для утренней гимнастики
Мешочки с песком
Мишени горизонтальные и вертикальные
Качалки
Для дыхательных упражнений:
Султанчики
Мельницы, вертушки
Нестандартное оборудование
Крупные, многофункциональные игрушки
Содержание физкультурного уголка
в средней группе
Теоретический материал:
• картотека подвижных игр;
• картотека малоподвижных игр;
• картотека физкультминуток;
• картотека утренних гимнастик;
• иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
• символика и материалы по истории Олимпийского движения.
• Фото детей группы, занимающихся разными упражнениями
• Валеологические игры, пособия
Игры:
• Шахматные наборы 2 шт.
• Настольно-печатные игры о мире движений человека, о видах спорта
• Шапочки-маски
Оборудование для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
• мячики – ежики;
• мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
• коврики и массажные;
• бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрприз и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
• нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
• мячики – ежики.
• Ортопедическая дорожка;
Для игр и упражнений с прыжками:
• Скакалки (6 шт. по 1,5 и 2 м);
• Обручи (малые 4 шт. 54 дм.);
• ленточки с колечками;
• обручи малые;
• обручи большие.
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
• Мячи разного размера;
• Кольцеброс (2 комплекта);
• Корзина для заброса мячей;
• Кегли (2 комплекта);
• Городки
Для дыхательных упражнений:
• Султанчики
• Мельницы, вертушки
• Нестандартное оборудование
Выносной материал
• мячи резиновые (1 комплект из 5 мячей разного диаметра);
• обручи;
• скакалки;
• комплект элементов полосы препятствий - 2.
Содержание физкультурного уголка
в старшей и подготовительной группе
Теоретический материал:
• Картотека подвижных игр;
• картотека малоподвижных игр;
• картотека физкультминуток;
• картотека утренних гимнастик;
• картотеки считалок, мирилок
• картотека дыхательной гимнастики (артикуляционная, зрительная)
• сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы);
• иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
• символика и материалы по истории Олимпийского движения.
• Комплект медалей, эмблем
• Дидактические, настольные игры для развития представлений о здоровье, спорте, видах движений и проч
• Книги, энциклопедии о спорте и здоровье
Игры:
• Шахматные наборы 2 шт.
• дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки;
• лото;
• домино;
• Лабиринт;
• разрезные картинки;
• пазлы;
• игры с фишками;
• спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)
Оборудование для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:
• мячики – ежики;
• мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
• коврики и массажные;
• бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрприз и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
• нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
• Ортопедическая дорожка;
Для игр и упражнений с прыжками:
• Скакалки (6 шт. по 1,5 и 2 м);
• Обручи (малые 4 шт. 54 дм.);
• ленточки с колечками;
• обручи малые;
• обручи большие.
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:
• Мячи разного размера;
• Кольцеброс (2 комплекта);
• Корзина для заброса мячей;
• Кегли (2 комплекта);
• Городки (1 комплект);
• Мячик для настольного тенниса с ракеткой;
• мяч на липучке с мишенью.
• Серсо, крокет, бадминтон
• Атрибуты для тенниса, хоккея, футбола
• Мишени гороз, вертик., коробки-воротики
Оборудование для самостоятельной двигательной деятельности :
• Кубики здоровья (с изображенными человечками, выполняющие разные упражнения для разных частей тела);
• Карточки – схемы (или человечки на шарнирах) с изображением различных физических упражнений (н-р «Заколдованные движения»);
Атрибуты для развития ОВД:
• балансиры;
• гантели;
• эспандеры кистевые, плечевые
• шнуры
Атрибуты для дыхательных упражнений:
• парашюты;
• султанчики;
• нетрадиционное оборудование для дыхательных упражнений;
• дыхательные тренажеры
Выносной материал
• мячи резиновые (1 комплект из 5 мячей разного диаметра);
• обручи;
• скакалки;
• мяч футбольный;
• бадминтон;
• хоккейные клюшки;
• лыжи;
• комплект элементов полосы препятствий - 1.
Атрибуты для психомоторного развития:
• колючие коврики разных цветов, составляющиеся в различные дорожки по схемам;
• схемы и картотеки к ним