Марина Зубко
Методические рекомендации по оформлению уголков изобразительной деятельности в группах
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УГОЛКОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППАХ
Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей.
Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает психологически комфортную, благоприятную среду для жизнедеятельности детей.
Публикация «Методические рекомендации по оформлению уголков изобразительной деятельности в группах» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок творчества и ИЗО
- Темочки
Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.
Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т. д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.
Доступность среды
Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди.
Условия оформления уголков :
1. Расположение зоны изобразительного творчества : доступность, эстетичность, подвижность.
2. Использование детского дизайна и творческого подхода в оформлении.
3. Соблюдение возрастных требований.
4. Изобразительный материал : разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования.
5. Расположение материала на уровне детей.
6. Наличие произведений искусства.
7. Знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
(содержание конкретизируется с учетом региональных культурных традиций).
8. Различная техника изобразительного творчества (образцы).
9. Дидактические игры (на развитие композиционных умений, работа с цветом, линией).
10. Образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла).
11. Оборудование для рисования, лепки, аппликации.
12. Жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учетом возраста детей.
13. Наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учетом возрастной и гендерной специфики.
14. Выставка детских работ.
Примерный набор материалов и оборудования:
Альбомы по живописи и графике;
Изделия народных промыслов – комплект;
Мольберт двухсторонний;
Набор печаток;
Набор репродукций картин о природе;
Набор репродукций картин русских художников – иллюстраций к художественным произведениям;
Постер (репродукция) произведений живописи и графики, также для знакомства с различными жанрами живописи – комплект;
Рамка – вкладыш с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей)-комплект;
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей);
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей);
Цветные карандаши (24 цвета);
Простой (графитный) карандаш;
Фломастеры (12 цветов);
Цветные восковые мелки (12 цветов);
Гуашь в наборе (12 цветов);
Акварельные краски;
Палитры;
Бумага белая;
Бумага цветная;
Бархатная бумага;
Кисти (большие и маленькие, толстые и тонкие);
Подставка для кистей, баночки, салфетки;
Материал по нетрадиционной технике рисования:
тычки, свечи, зубные щетки, ватные палочки, штампы, трубочки для коктейля и т. д.
Глина;
Пластилин;
Стеки, салфетки, для вытирания рук, дощечки;
Ножницы с безопасными (закругленными) концами лезвий;
Клеевые кисточки;
Розетки для клея. ;
Клеенки, клей;
Силуэты и трафареты предметов округлых форм :
грибы, неваляшки, яблоко, ягоды, овощи и т. д. ,
Карточки с изображением : грибов, жуков, птиц, рыбок и т. д. ;
Фотографии, художественные открытки, иллюстрации;
Трафареты одежды, контуры домиков, кукол разного размера, овощи, фрукты, трафареты листьев, одежды, игрушек,
Книги раскрасок;
Шаблоны, трафареты, силуэты, штампы;
Стенд и полочка для детских работ.
Дидактические игры.
Схемы – алгоритмы рисования, изготовления поделок, лепки различных предметов;
Картотеки (дидактических игр, игр по цветовидению, стихов, загадок)
Материал по жанрам живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей.
Сыпучий и природный материал (засушенные листья, травы, лепестки цветов, семена и т. д.)