Папки-передвижки

Методические рекомендации по использованию здоровьезберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ

Марина Кузнецова
Методические рекомендации по использованию здоровьезберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.

Публикация «Методические рекомендации по использованию здоровьезберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны)

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы подгладим лобик (Движения по тексту)

Носик и щечки

Будем мы красивыми (Постепенно поднимают руки вверх, выполняя

Как в саду цветочки «фонарики»)

Разотрем ладошки (Движения по тексту)

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем

Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем

Улыбнемся снова

Будьте все здоровы!

Упражнения артикуляционной гимнастики. Они способствуют тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака"

комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладк (о-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность : "У-о-а-ы-и-скрип!"

Игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Лужи

Шлеп-шлеп-шлеп - (Дети ритмично постукивают ладонями по ногам)

Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп — (Ритмично притопывают ногами).

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап — (Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами -

Мне зонтик нужен. (с одновременным движением рук сверху вниз).

Оп-оп-оп — (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают

Вода по спинке. по предплечьям).

Буль-буль-буль — (Выполняют ритмичную пружинку).

Упала шапка.

Ой-ой-ой, (Качают головой, руки к голове).

Кругом вода.

Да-да-да, (Ритмично кивают головой).

Себя так жалко.

Одевайтесь в дождь всегда!

Игровой массаж. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция, или же музыка звучит просто фоном. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Дождик

(дети встают друг за другом «паровозиком»)

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам (хлопают ладонями по спине)

Гром, гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек (поколачивают кулачками)

Град, град, сыплет град

Все под крышами сидят (постукивают пальчиками)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин (поглаживают спинку ладошками)

(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! (Поглаживают руки).

Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа).

Ни к чему нам бить баклуши (Грозят правым указательным пальцем).

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели! (Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад).

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям).

По плечам похлопали, (Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам).

Ножками затопали! (Топают ногами).

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Песочный домик

Вот песочница большая (разводят руки в стороны)

С крышею в горошек (руки «домиком» над головой)

Из песка мы строим дом (стучат кулачком о кулачок)

В доме пять окошек (показывают раскрытую ладошку – «пять»)

Первое – для зайчика (загибают по очереди пальчики)

Второе – для совочка

В третьем куколка стоит

В четвертом – два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку (ладошки «спят» под щечкой)

Только кошке места мало (грозят пальчиком)

Прыг! И домик наш сломали (шлепают ладошками по коленям).

Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др., звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицированием способствует лучшему запоминанию, более

эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор.

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора) (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".

1. И. С. Бах. "Шутка".

2. И. Брамс. "Вальс".

3. А. Вивальди "Времена года"

4. Й. Гайдн. "Серенада"

5. Д. Кабалевский "Клоуны"

6. Д. Кабалевский "Петя и волк"

7. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"

8. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"

9. И. Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

1. "Антошка" В. Шаинский

1. "Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин

2. "Будьте добры" А. Санин

3. "Веселые путешественники" М. Старокадомский

4. "Все мы делим пополам" В. Шаинский

5. "Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин

6. "Если добрый ты" Б. Савельев

7. "Лучики надежды и добра" Е. Войтенко

8. "Настоящий друг" Б. Савельев

9. "Песенка о волшебниках" Г. Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. Л. Боккерини "Менуэт"

1. Э. Григ "Утро"

2. А. Дворжак "Славянский танец"

3. Лютневая музыка XVII века

4. Ф. Лист "Утешения"

5. Ф. Мендельсон "Песня без слов"

6. В. Моцарт "Сонаты"

7. М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

8. М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

9. К. Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

1. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"

2. Л. Бетховен "Лунная соната"

3. К. Глюк "Мелодия"

4. Э. Григ "Песня Сольвейг"

5. К. Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

1. Н. Римский-Корсаков "Море"

2. Г. Свиридов "Романс"

3. К. Сен-Санс "Лебедь"

Использование здоровьесберегающих технологий помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе логопеда «Здоровье — это главное!» Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда • «Здоровье это состояние.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию здоровьезберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 13:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по использованию здоровьезберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД