Елена Татаркина
Методические рекомендации по использованию стихотворных текстов и сказок при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой звуков является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе [2]. Активное использование артикуляционной гимнастики при исправлении звукопроизношения признано такими известными теоретиками и практиками, как М Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева.
Публикация «Методические рекомендации по использованию стихотворных текстов и сказок при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми,» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Очень часто требуется много времени для выработки того или иного положения языка. Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы.
Конечно, основная роль при исправлении звукопроизношения принадлежит логопеду. Но, также необходимо ввести в коррекционно-развивающий процесс родителей и воспитателей. Мы разработали методические рекомендации по выполнению артикуляционных гимнастик с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием с использованием стихотворных текстов и артикуляторных сказок, которые могут использовать в своей работе воспитатели, родители, и, конечно, логопеды.
Цель. Повысить эффективность работы по развитию артикуляционной гимнастики.
Задачи. Повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Дать рекомендации воспитателям и родителям по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Повысить мотивацию у дошкольников к выполнению артикуляционной гимнастики.
Ребенку с речевыми нарушениями трудно «заставить» свой язычок выполнить какое-либо упражнение. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики во многом зависит от того, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, стремление правильно выполнять упражнения.
Родители и воспитатели знакомятся с основными артикуляционными гимнастиками, выполняют сами все артикуляционные уклады.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу от выполнения движения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить «Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему).
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
При выполнении статических упражнений необходимо удержать позу несколько секунд, взрослый в это время читает стихотворный текст. (Приложение 1). Это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.
При выполнении серии артикуляционных упражнений, сопровождающих артикуляторными сказками, взрослому нужна более длительная подготовка. Воспитатель (родитель) знакомится с текстом сказки (Приложение 2, с артикуляционными упражнениями. Читает текст сказки выразительно, эмоционально и выполняет вместе с ребенком упражнения. Затем взрослый читает сказку, ребенок выполняет упражнения в соответствии с текстом.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений : точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Таким образом, у дошкольников формируются мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, педагоги и родители стремятся выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала
Наши воспитанники с удовольствием и большим желанием выполняют артикуляционную гимнастику, с интересом ждут, какая сегодня для них будет сказка. У многих детей есть любимые стихи и артикуляционные упражнения, и эти упражнения они выполняют с особым старанием.
Библиография
1. Буденая Т. В. Логопедическая гимнастика. С – П «Детство-Пресс», 2003
2. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Москва, 2008.
3. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. С-П «Каро», 2006.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. С-П «Каро», 2006
5. Правдина О. В. Логопедия. Москва, 1973.
6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 1989.