Марина Хворова
Методические рекомендации по использованию сказок в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с народными и авторскими сказками в ДОУ может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Продемонстрирую особенности работы со сказкой на примере непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воспитание сказкой» с использованием элементов ТРИЗ и РТВ - технологий.
Итак, структура совместной образовательной деятельности с детьми состоит из 5 частей.
1 часть. Слушаем сказку.
Публикация «Методические рекомендации по использованию сказок в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Здесь происходит знакомство детей с новой для них сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку, обязательно задает вопросы по сюжету повествования, разъясняет детям непонятные какие-либо обороты речи. Затем задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки, их поступках. Беседует о том, как бы дети поступили в данной ситуации, если бы оказались на месте главного героя. Вопросы помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл сказки. Дети отгадывают загадки и играют в игру, во время которой употребляют новые слова и закрепляют в своей речи грамматические формы слов, которые тематически связанные с сюжетом сказки.
2 часть. Рассказываем сказку.
Дошкольники коллективно пересказывают сказку: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам- указывая на ребенка, которому следует пересказать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает ребенку наводящий вопрос. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Можно провести подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Все игры и задания должны быть непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки.
3 часть. Показываем сказку.
Дети показывают инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки, посаженные в «зрительный зал». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора». После показа спектакля на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или артикуляционная гимнастика. Здесь детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например, умение рисовать или копировать голоса разных животных.
4 часть. Читаем сказку.
Дети знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку сказки. При этом на сцене вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки и начальными буквами имен этих героев. После представления дошкольники выполняют задание по прописыванию этих букв. Завершается деятельность загадками «волшебного барабанчика». В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда дети овладеют этими навыками, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу.
5 часть. Рисуем сказку.
Перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Ребята помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого различные рисунки и графические работы. Обязательным заданием является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку.
Взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи. Помните, что даже игровая деятельность, для ребенка дошкольного возраста – нелегкий труд.