Польшкова Алевтина
Методические рекомендации по формированию речевых умений связного устного высказывания
Методические рекомендации
по формированию речевых умений
связного устного высказывания
ПольшковаАлевтина Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 59
города Тамбова
Развитие связной речи у детей является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (слова, предложения, звуки).
Публикация «Методические рекомендации по формированию речевых умений связного устного высказывания» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Из-за быстрой утомляемости дети не всегда выделяют характерные признаки предметов и явлений, особенно при совмещении нескольких признаков как оснований для классификации.
Большое значение для развития связной речи имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать.
Эти три фактора должны выступать в единстве. Педагог всегда должен ощущать внутреннее состояние речевой готовности к устному высказыванию воспитанника в группе. Единство вышеупомянутых факторов – вот необходимый комплекс условий для формирования умений говорить, разговаривать, т. е. общаться посредством речи.
Для формирования речевых умений связного устного высказывания используются приемы развития словесно- логического мышления.
А) Рассказ по демонстрируемым действиям – этот прием учит ребенка внимательно наблюдать, сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные грамматические категории (существительные, прилагательные, глаголы). Работу нужно начинать с формирования умения описывать в нужной последовательности демонстрируемые действия, т. е. педагог показывает несколько действий, а дети их называют. Желательно соблюдать принцип наращивания действий с целью удлинить речевое описание.
Б) Рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления – это прием предполагает умение создать маленький сюжет, найти характер героев, участников, вообразить настроение. Ребенок должен не только описать демонстрируемые действия, но и придать им эмоциональную окраску, выразить свое отношение к описываемым действиям. Именно настроение рассказа (веселая птичка, грустная кукла, сильный мишка) стимулируют речевую активность детей и помогают им в подборе слов.
В) Описание, рассказ по картинке – этот вид работы используется параллельно с вышеописанным в ходе проведения групповых занятий по развитию связной речи.
Описание картинки – это умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете (первый план, задний план, уметь задавать вопросы, описывать по памяти, добавлять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходящие по смыслу к данной картинке. При составлении описания картинка должна быть хорошо видна всем детям, педагог должен дать законченную инструкцию для ее рассмотрения.
Надо: “ Посмотрите, чтобы… ответить на вопрос;
… найти ошибку;
… подобрать название;
… составить рассказ”.
Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание является задание “ Подбери (придумай) название к картинке, чтобы оно отражало
… красоту внешнего вида;
… характер героя;
… состояние погоды, природы…”
Подобные вопросы развивают у детей способности анализировать и обобщать ситуации, приучают более детально описывать картинку и более точно подбирать термины.
Г) Составление рассказа по серии картинок – педагог должен учитывать возможности образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения. Чтобы дети уловили поэтапность происходящих на картинках событий, педагог должен сначала прочитать рассказ, а затем найти нужные картинки, иллюстрирующие его содержание.
Конкретные приемы работы с сюжетными картинками следующие:
1. Педаго раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читается рассказ, после чего каждому ребенку дается по одной картинке-эпизоду. При повторном прочтении дети показывают соответствующие картинки.
2. Детям раздаются предметные картинки, а педагог показывает сюжетные, сопровождая их рассказом. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
3. Детям раздается по одной, начальной картинке из каждой серии, а остальные перемешиваются. Открывая по одной карточке, педагог спрашивает: ”Что здесь изображено? Кому дать эту карточку? “Каждый ребенок должен посмотреть на свою картинку и определить, подходит ли к ней показанная карточка. Получив все карточки, дети должны разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
4. Педагог читает рассказ и расставляет картинки. Затем он их снимает и предлагает детям самостоятельно разложить их и составить рассказ.
5. На наборном полотне расставлены сюжетные картинки. Детям задаются вопросы по их содержанию, помогающие установить причинно-следственные отношения.
6. Детям раздают картинки из одной серии в любой последовательности. Педагог составляет план рассказа, по которому дети составляют рассказ, упорядочивая картинки.
7. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Педагог начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
8. Дети получают по одной картинке, рассказывают, что на ней изображено. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам. Потом придумываются имена героям рассказа.
9. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки-эпизоды и составить по ним рассказ.
10. Все картинки перемешиваются, и каждому ребенку дается по 2-3 из них. Необходимо разложить их в такой последовательности, чтобы по ним можно было составить связный рассказ.
11. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
12. Получив серию картинок, дети составляют рассказ. Затем они учатся задавать вопросы по содержанию картинок.
13. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, дополняют его предыдущим и последующим событиями.
14. После составления рассказа по серии картинок дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
15. Ребенок учится по памяти воспроизводить название и последовательность картинок уже пройденной сказки, рассказа.
16. С помощью педагога дети учатся по памяти рассказывать сказку, рассказ.
17. Постепенно дети обретают навыки самостоятельно раскладывать и определять последовательность событий, изображенных на картинках.
18. Прослушивая несколько фрагментов магнитофонной записи, дети учатся подбирать соответствующие картинки, самостоятельно продолжить рассказ.
19. Детям предлагаются перемешанные сюжетные картинки по двум сказкам. Они с увлечением распутывают сюжетную канву из них.
Д) Сравнительное описание картинок – этот прием относится к логическим приемам мышления и включает в себя ряд умений, которые могут быть выстроены в следующей последовательности: прием выделения объектов на картинке; описание свойств, признаков, выделенных объектов; выделение и описание существенных свойств, сравнение. При назывании детьми объектов целесообразно выставлять на доску какой-либо сигнал (5 объектов = 5 треугольникам). Также даются условные обозначения словам, обозначающим признаки предмета и словам, обозначающим действие. Карточки с обозначениями тоже выставляют на доску. В итоге описания получается схема, которая отрабатывается детьми.
Е) Пересказ – наиболее распространенный метод работы. Его варианты:
а) по плану из картинок;
б) по отдельным картинкам из сюжета;
в) узнавание и определение героев;
г) по отдельным аксессуарам героев;
д) по опорным словам;
е) по отдельным текстовым кусочкам: начало, конец, середина пересказа;
ж) по названию.
Использование различных приемов пересказа создает мотивационный настрой у ребенка, рождает желание рассказать.