Екатерина Мамонова
Методические рекомендации по диагностированию музыкального развития детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное развитие ребёнка дошкольного возраста осуществляется в процессе накопления и обогащения его музыкального опыта. Чем младше ребёнок, тем более он восприимчив к звучащему миру. Поэтому первоочередной задачей для педагога становится введение ребёнка младшего дошкольного возраста в мир звуков.
Публикация «Методические рекомендации по диагностированию музыкального развития детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальный опыт каждого школьника уникален. Эффективность обогащения этого опыта будет зависеть от знания педагогом его особенностей. В связи с этим введение ребёнка в мир музыки необходимо начинать с диагностики детского музыкального опыта, изучения его своеобразия.
Примерная диагностическая программа включает задания, позволяющие оценить:
• особенности звукового опыта ребёнка;
• своеобразие восприятия им музыкальных и немузыкальных звуков;
• специфику индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку.
Примерные показатели музыкального развития ребёнка младшей группы
Восприятие музыки
1. Эмоционально отзывается на музыку контрастного характера (плясовая, колыбельная)
2. Умеет слушать и различать двухчастную музыку.
3. Различает высокие звуки, отмечает начало и конец музыкального произведения.
Пение
1. Поёт без крика
2. Одновременно с другими детьми начинает и заканчивает пение
3. Поёт с музыкальным сопровождением и поддержкой взрослого.
4. Поёт без музыкального сопровождения, но с поддержкой взрослого
Музыка и движение
1. Самостоятельно меняет движение на смену двухчастной музыки.
2. Ритмично марширует, выполняет простейшие плясовые движения.
3. Самостоятельно встаёт в круг, умеет двигаться в хороводе, в парах.
Элементарное музицирование
Передает ритмическую пульсацию под музыку плясового характера (на ударных, шумовых инструментах).
Песенное
Использует различные звукоподражании (гав, мяу-мяу, способен самостоятельно найти нужную интонацию (ласковую, веселую, вопросительную).
Танцевальное
Умеет плясать без показа взрослого, кто как хочет.
Музыкально-игровое
Самостоятельно находит движения, жесты для передачи игрового образа (заяц, медведь, кошечка, козлята).
Примерные показатели музыкального развития ребёнка средней группы
Восприятие музыки
1. Эмоционально отзывается на музыку контрастного характера (плясовая, колыбельная).
2. Умеет слушать и высказываться о характере песни, пьесы.
3. Обозначает эмоциональную окраску музыки разнообразными определениями.
4. Различает двух-трех частную музыку.
5. Слышит долгие и короткие звуки.
6. Умеет прохлопать ритмический рисунок песни.
Пение
1. Поет естественным голосом, без напряжения.
2. Чисто интонирует в удобном диапазоне, скачкообразном и постепенным развитием мелодии.
3. Слышит вступление, начинает петь вместе со взрослым и самостоятельно.
4. Поёт сглажено, чётко произносит текст.
5. Поёт выразительно.
Музыка и движение
1. Ритмично и выразительно двигается.
2. Самостоятельно реагирует сменой движения на смену частей, динамики, регистра.
3. Координирует свои движения с партнером.
4. Двигается не напрягая руки и ноги.
5. Самостоятельно перестраивается в круг из произвольного положения, возвращается
Песенное творчество
Способен самостоятельно находить интонацию, пропевая название игрушки, своё имя, имена друзей.
Танцевальное творчество
1. Способен самостоятельно выбирать движения, комбинировать их в свободной пляске.
2. Способен импровизировать действие, танцевать с игрушкой.
3. Слышит характер танцевальной музыки (пляска, вальс, полька).
Музыкально-игровое творчество
Способен проявить инициативу, самостоятельность при выборе способов действия для передачи того или иного игрового образа.
Импровизированное музицирование
Пробует самостоятельно наиграть, как «поет птичка», «гремит гром», «капает дождик».
Результаты наблюдения лучше оформить в виде таблицы.
Примерные диагностические задания
Серия диагностических упражнений выполняется в игровой форме.
Задание № 1
Цели: изучить особенности звукового опыта младших дошкольников; выявить своеобразие детьми музыкальных и немузыкальных звуков (под музыкальными понимаются звуки, источником которых являются музыкальных инструменты, под немузыкальными – звуки различных предметов, явлений, голоса природы, зверей, птиц, отношения к ним.
Организация: включается запись, содержащая различные звуки. Обращается внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение. Через некоторое время включается запись с музыкальными произведениями для детей (П. И. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества»,С. В. Рахманинова). Следует понаблюдать за реакцией детей. Если предпочтения детей знакомы, можно поэкспериментировать, включить запись с любимыми детскими песнями, мелодиями и, сравнить реакцию детей на музыку различных жанров.
Игра «Угадайка»
Цель: изучение особенностей немузыкального звукового опыта младших дошкольников.
Организация игры:для организации игры рекомендуются следующие предметы: листы бумаги различного качества, две хрустальные рюмки, крышки от кастрюль, баночки с горохом, любые деревянные предметы.
Приготовленные предметы показывают детям заранее. Затем педагог прячет предметы и извлекает из них звуки, задавая вопрос: «Что звучит»?
Исчерпывающие ответы свидетельствуют о богатстве его звукового опыта.
Игра «Угадай, на чём играет кукла Катя»
Цель: изучение особенностей музыкального звукового опыта младших школьников.
Рекомендуемые музыкальные инструменты: Колокольчик, дудочка, бубен.
Организация игры: ребёнку предлагается послушать звучание колокольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой. Назвать звучащий инструмент, на котором «играла» кукла Катя.
Игра «Кукла спит – кукла пляшет»
Цель: выявить особенности эмоциональной реакции на музыку.
Организация игры: Предлагаются прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (колыбельная и плясовая). После прослушивания предлагается выбрать игровое действие с куклой по музыку (покачать куклу или показать, как она пляшет).
Критерии оценки:
• эмоциональность;
• сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями;
• внимание и сосредоточенность;
• появление вокализации, голосовых реакций;
• адекватность игрового действия характеру музыкального произведения.
Музыкально-диагностическая игра «Что за зверь?»
Цель: изучить особенности восприятия детьми низкого и высокого звучания музыки.
Организация игры:
1-й вариант
Предлагается после прослушивания музыки выбрать игрушку, которая подходит для высокого и низкого звучания (мишка и зайка).
2-й вариант
Мелодия исполняется в высоком и низком регистре. Затем педагог просит детей выбрать большую или маленькую собачку (мишку, киску).
Обобщив диагностические результаты, вы получите исчерпывающую информацию об особенностях музыкального опыта своих воспитанников. Исходя из этих особенностей, определите круг задач, которые будет необходимо решать, музыкально развивая ребёнка, выбрать возможные и доступные вам средства их решения.