Папки-передвижки

Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с РДА 5–6 лет

Харькова Ольга
Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с РДА 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое аутизм?

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Темочки:

Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. Аутизм проявляется эмоциональной и поведенческой отгороженностью от реальности, свертыванием или полным прекращением общения, погружением в себя, либо утратой эмоциональной и коммуникативной дистанции с избыточной, недифференцированной общительностью и открытостью (аутизм наизнанку, связанными с неспособностью учитывать эмоциональные реакции собеседника, эмоциональной дефицитарностью.

Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма подразумевает комплексный подход к его коррекции, одним из важнейших аспектов которой является продолжительная коррекционно-развивающая работа.

Данная программа предназначена для работы с аутичным ребенком в возрасте 5-6 лет.

Каковы же основные цели помощи педагога таким детям?:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

-развитие познавательных навыков;

-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Основные задачи работы с детьми с РДА:

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;

-обучение его простым навыкам контакта;

-обучение ребенка более сложным формам поведения;

-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;

-развитие внимания;

-развитие памяти, мышления.

На первом этапе необходимо установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.

Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Задачи первого этапа:

1. установление первичного контакта с аутичным ребенком;

2. создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;

3. преодоление страха общения;

4. общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).

5. постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;

6. предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Игры на первом этапе:

1. Если ребенок не входит в деятельность психолога, то психологу необходимо включиться в деятельность ребенка, начать ему подыгрывать (например, 2 психолога играют между собой, привлекая внимание ребенка, он, наблюдая за происходящим, постепенно включается в деятельность). Если этого не происходит, то необходимо подражать той деятельности, которую выбирает для себя ребенок - стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.

2. Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком.

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагается проводить с ним сенсорные игры. Сенсорными условно называются игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

3. Мыльные пузыри. Необходимо предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следить, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость.

Второй этап: усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Задачи второго этапа:

1. включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,

2. формирование эмоционального контакта с психологом,

3. развитие активности ребенка,

4. развитие контактности.

5. помочь ребенку снять накопившееся напряжение,

6. сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,

7. научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

Игры на втором этапе:

1. Игра «Рисуем вместе» (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать). Задачи игры: 1. включение в общий вид деятельности, 2. преодоление страха общения, 3. получение новой информации о мире, 4. уточнить представления, которые уже есть у ребенка, 5. перенос знаний в реальную жизнь, 6. развить средства коммуникации.

2. Игра «Догонялки» (психолог предлагает детям убегать, догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза). Задачи игры: 1. развитие активности, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза, 3. преодоление страха прикосновений.

3. Игра «Погладь кошку» (психолог вместе с детьми подбирает ласковые слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети гладят игрушку, берут на руки, приживают к себе). Задачи игры: 1. развитие контактности, 2. преодоление боязни новых предметов, 3. расширение словаря (накопление новых эпитетов).

4. Игры с ватой. Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал, может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Нужно помнить о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, и когда ребенок затеет игру - предложить ему весь объем материала. Варианты игры: - СНЕГ ИДЕТ (Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: "Снег идет". Hаблюдайте за падением "снега", подуйте на него, чтобы он подольше не падал.)

- СНЕЖКИ (Из небольших кусков ваты "лепите снежки" (формируете руками комок, и со словами: "Давай играть в снежки" бросаете друг в друга). Задачи игры: 1. освоение новых тактильных ощущений, 2. помочь ребенку снять накопившееся напряжение.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Задачи третьего этапа:

1. преодоление негативизма,

2. решение общих задач для достижения цели,

3. развитие восприятия и воображения,

4. развитие зрительного и осязательного восприятия.

Игры на третьем этапе:.

Игры: 1. «Хоровод» (описание игры в приложении 1).

Задачи игры: 1. преодоление страха тактильных прикосновений, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза.

2. Восприятие «зашумленных» объектов (инструкция: «Что спрятано в этих рисунках?»).

Задачи: 1. формирование активности ребенка, с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

3. Упражнения на развитие пространственной координации. Задачи: 1. усвоение понятий право, лево, назад, вперед и т. п., 2. умение работать в группе.

4 этап программы.

Задачи этапа:

1. работа по преодолению страхов,

2. развитие внимания,

3. развитие памяти,

4. развитие аналитико-синтетической сферы,

5. развитие речевого общения,

6. развитие личностно мотивационной сферы.

Игры 4 этапа. 1. «Нарисуй свой страх» (инструкция: «Нарисуй то, что может тебя напугать»). Задачи: 1. визуализация страха, 2. преодоление страха с помощью методики (закопасть, сжечь рисунок)

2. Игры на внимание: 1. Корректурная проба «Девочки», 2. «Найди отличия»

3. Игры на развитие памяти: «Запомни слова».

4. Игра «Моя семья». Задачи: 1. взаимодействие в группе, 2. преодоление страха общения, 3. освоение новых для себя ролей.

5 этап программы.

Задачи этапа:

1. развитие сюжетной игры,

2. развитие подвижно-ролевой игры,

3. развитие соревновательных игр.

Игры на этом этапе: 1) «Самый ловкий». Задачи: 1. развитие активности, 2. работа в группе, 3. развитие соревновательного момента.

2) «Строим домик». Задачи: 1. совместная деятельность, 2. развитие активности.

5 этап – Заключительный. Целью данного этапа является итоговая диагностика, которая включает в себя диагностику эмоционально-поведенческих особенностей, активности, эмоционального поведения, операций мышления, внимания, памяти, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

Список литературы:

1. Айрес, Энн Джин. Ребенок и сенсорная интеграция [Текст] : понимание скрытых проблем развития : с практическими рекомендациями для родителей и специалистов / Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса ; [пер. с англ. Ю. Даре]. — 2-е изд. — Москва : Теревинф, 2010. — 268 с. : ил.

2. Баенская, Елена Ростиславовна. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) [Текст] / Баенская Е. Р. — М. : Теревинф, 2007. — 111 с. — (Особый ребенок).

3. Беттельхейм, Бруно. Пустая крепость [Текст] : Детский аутизм и рождение Я / Беттельхейм Б. ; [пер. с англ. Б. Орлова ; науч. ред. Н. Асанова]. — М. : Акад.

4 Вейс, Томас Й. Как помочь ребенку? [Текст] : опыт лечебной педагогики в Кэмпхиллобщинах / Томас Й. Вейс ; пер. с нем. С. Зубриловой. — Москва : Московский Центр вальдорфской педагогики, 1992. — 168 с.

5. Верещагина, Наталья Валентиновна. «Особый ребенок» в детском саду : практ.

6. Никольская, О. С. Специфические образовательные потребности младших школьников с расстройствами аутистического спектра [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 43-49.

7. рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии ; Н. В. Верещагина. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. — 156 с. : табл.

8. Гилберт, Карл. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие [Текст] : Книга для педагогов-дефектологов / Гилберт К., Питерс Т. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 144 с. — (Коррекционная педагогика).

9. Гринспен, Стенли И. На ты с аутизмом : использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / Стенли Гринспен, Серена Уидер ; [пер. с англ. А. А. Ильина-Томича] [Текст]. — Москва : Теревинф, 2013. — 510, [1] с.

10. Дети и подростки с аутизмом [Текст] : психологическое сопровождение / Никольская О. С. [и др. ]. — М. : Теревинф, 2005. — 220 с. — (Особый ребенок).

11. Каган, Виктор Ефимович. Аутизм у детей [Текст] / В. Е. Каган. — Ленинград : Медицина, Ленинградское отделение, 1981. — 190 с. : ил. — Библиогр. : с. 189-203 (388 назв.)

12. Каган, Виктор Ефимович. Аутята. Родителям об аутизме [Текст] : [12+] / Виктор Каган. — Санкт-Петербург [и др. ] : Питер, 2017. — 160 с. : ил. ; 21 см. — (Родителям о детях).

13. Коэн, Ширли. Как жить с аутизмом? [Текст] : психолого-педагогич. рекомендации по взаимодействию и работе с детьми с аутизмом / Коэн Ш. ; [пер. с англ. И. Костин]. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2008. — 238 с. — (Современная психология: теория и практика).

14. Лебединская, Клара Самойловна. Диалектика раннего детского аутизма [Текст] :

15. нач. проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М. : Просвещение, 1991. — 96,[1] с.

16. Мамайчук, Ирина Ивановна. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] /

17. Мамайчук И. И. — СПб. : Речь, 2007. — 287 с.

18. Микиртумов, Борис Емельянович. Аутизм: история вопроса и современный взгляд [Текст] / Б. Е. Микиртумов, П. Ю. Завитаев. — Санкт-Петербург : Н-Л, 2012. — 143 с. — Библиогр. : с. 127-136 (197 назв.)

19. Никольская, О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / Никольская О. С. ; Моск. гор. психолого-пед. ун-т,

20. фак. психолог. консультирования. — М. : МГППУ, 2008. — 464 с. — Библиогр. : с. 454- 464.

21. Никольская, Ольга. Ребенок с аутизмом в обычной школе [Текст] / Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. — М. : Чистые пруды, 2006. — 30 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Школьный психолог ; вып. 2(8).

22. Петрова, Наталья. Путешествия с Алисой, или разбитое Зазеркалье : книга про аутизм для родителей, воспитателей, педагогов и психологов / Наталья Петрова. -Москва ; СанктПетербург : ДИЛЯ, 2010. — 136, [1] c.

23. Питерс, Тео. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] : Книга для педагогов-дефектологов / Питерс Т. — М. : ВЛАДОС, 2002. — 240 с. — (Коррекционная педагогика).

24. Ранний детский аутизм [Текст] : (клинико-психол. характеристика, медикаментоз. и психол. -пед. коррекция) : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии ; [редкол. : Т. А. Власова (отв. ред.) и др. ]. — М. : НИИД, 1981. — 99 с. — Библиогр. : с. 91-98 (113 назв.) 25. Робисон, Джон Элдер. осмотри мне в глаза! Моя жизнь с синдромом Аспергера [Текст] : Жизнь с синдромом «ненормальности». Какая она изнутри? : [16+] / Джон Элдер Робисон. — Москва : АСТ : Прайм, 2014. — 415, [1] c. : ил. — (Жизнь без границ

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Цветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открытокЦветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открыток Лучший подарок для мамы сделан своими руками! Открытки, рисунки, картинки хранятся многие годы в семейных архивах, напоминая о детстве.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с РДА 5–6 лет
Опубликовано: 25 января 2025 в 17:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации педагогам по работе с детьми с РДА 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Харькова Ольга (УИ 2489127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД