Ляшева Наталья Александровна
Методические рекомендации «Организация двигательной деятельности летом»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация двигательной деятельности летом»
Ляшева Н. А.
(г. Сыктывкар, ФГБДОУ №47)
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует,
бегает – пусть он находится
в постоянном движении.
Ж. -Ж. Руссо
Исследования ученых говорят о том, что двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является условием их полноценного развития.
Публикация «Методические рекомендации „Организация двигательной деятельности летом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Летние консультации для родителей
- Темочки
Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармонического, физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Особое место в летней оздоровительной работе отводится правильной организации двигательного режима детей в течение дня, поскольку двигательная активность составляет не менее 60% от периода бодрствования. В связи с этим, большое внимание должно уделяться двигательной активности детей в режимных моментах.
В летний период дети находятся на свежем воздухе практически в течение всего дня, в том числе и прием детей ведется на улице, что является важным фактором закаливания организма ребенка.
Двигательная активность ребенка начинается с утренней зарядки. (1)
Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
Что ж такое двигательная активность?
Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей?
- развитие нервной системы
-психики
- интеллекта
- физических качеств
- формирование личностных качеств
- здоровье
- психолого-эмоциональное состояние
Федеральными государственными образовательными стандартами определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ - создание всех необходимых условий для того, чтобы дошкольники росли физически здоровыми и крепкими. (3)
-Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми? Сейчас мы попытаемся проследить, спланировать, выявить условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.
1. Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима, ее организация направлена должна быть на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Используются разные формы проведения гимнастики: - традиционная (ОРУ с предметами и без предметов, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, с использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика. Утренняя гимнастика включается в режим и проводится ежедневно, до завтрака. В летнее время гимнастикой полезнее заниматься на открытом воздухе.
2. Организованная образовательная деятельность по физической культуре
Назначение ООД по физкультуре состоит в том, чтобы:
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;
- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
- создать условия для разностороннего развития детей.
Формы проведения ООД по физической культуре разнообразны. В работе нашего ДОУ используются следующие формы проведения ООД (сюжетные, игровые, тематические, интегрированные, ООД на воздухе)
3. Прогулка
Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной деятельности. Подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке являются формой оптимального двигательного режима. Подвижные игры привлекают своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают обмен веществ, способствуют закаливанию и оздоровлению.
4. Гимнастика после сна – это комплекс гимнастических упражнений (как традиционных и нетрадиционных, закаливающих и лечебно- профилактических мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности, оздоровления и физического развития
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного режима предлагают обязательное включение гимнастики после дневного сна. Впервые эта форма работы по оздоровлению и физическому развитию детей предложена в программе Алямовской В. Г. «Здоровье». Главное предназначение гимнастики после дневного сна – повысить жизнедеятельность всего организма : мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, активизировать деятельность нервной системы, создать условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.
5. Самостоятельная двигательная активность
Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня имеет не менее важное значение. Она является важным источником активности и саморазвития ребенка. Физическая активность направлена не на результат, а на процесс, получение удовольствия от состояния движения. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности, и, таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость. Занимаясь самостоятельно, реб нок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного е осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Для активизации самостоятельной двигательной активности значительную роль играет двигательная среда. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентар м, способствующим развитию игр:
- Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.) Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т. д.)
-Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей. Таким образом, разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.
Проблема воспитания здорового реб нка была и оста тся актуальной в нашем обществе. Данную проблему в нашем детском саду мы стараемся решать при взаимодействии педагогов и родителей. Ведь здоровье реб нка во многом зависит от обстановки, которая его окружает дома. И положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. Чтобы данная работа имела положительный эффект в ДОУ проводится просветительская работа
- "родительские уголки", на которых помещаются конкретные рекомендации и памятки.
- вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительные, массовые мероприятия.
Только совместная работа детского сада и семьи поможет осуществить правильное физическое развитие и оздоровление детей в летний период.
Формами организации двигательно- оздоровительной работы в ДОУ являются:
• самостоятельная деятельность детей;
• подвижные игры;
• утренняя гимнастика;
• двигательно-оздоровительные физкультминутки;
• физические упражнения после дневного сна;
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
• физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему) ;
• физкультурные досуги;
• спортивные праздники;
• Дни здоровья
Литература:
1. https://infourok.ru/organizaciya-dvigatelnogo-rezhima-v-letneozdorovitelniy-period-1112204.html
2. Белоусова С. Г., Веселова Т. А., Разинькова С. В. Организация детской деятельности в условиях лета [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб. : Свое издательство, 2015. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8354/
3. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-praktikum-dlja-pedagogov-postroenie-obrazovatelnoi-dejatelnosti-v-sotvetstvi-s-celevymi-orienitirami-do.html