Лякутина Олеся Викторовна
Методические рекомендации «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход все более стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство.
Важной формой работы по развитию речи является занятие. Слово «занятие» в дидактике используются в двух значениях: оно обозначает определенную форму организации обучения, но занятие может выступать и как форма организации детской деятельности. В отечественной практике основу воспитательно - образовательного процесса в детском саду ранее фронтальные занятия, обязательные для детей.
Публикация «Методические рекомендации „Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Такие занятия ориентировались на школьный урок и выступали как урочная форма обучения дошкольника наряду с неурочными формами (дидактические игры, экскурсии, театрализованные представления и т. д.).
Занятие может и должно быть занимательным, происходить живо, интересно и даже весело. Оно всегда должно решать определенные дидактические задачи, подчинять им деятельность детей, регламентировать ее в соответствии с программой. Взрослый здесь выступает в роли обучающего организатора.
Занятие – игровая форма работы по теме или разделу. Его главные задачи – обобщение и систематизация знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать самостоятельные выводы. Они позволяют оценить словарный запас, уровень владения сложными речевыми формами (описание, повествование, рассуждение).
На занятии решается основная для данного возраста речевая задача :
- в младшем речевом возрасте – активизация разговорной речи и профилактика возможных нарушений звукопроизношения;
-в средней группе – освоение основных обследовательских действий и накопление словарного запаса (названия свойств и качеств предметов и объектов, их пространственного расположения, строения, назначения, а также способов их выявления);
- в старшей группе - обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной, выразительной речи;
-в подготовительной к школе группе – развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.
Занятия по развитию речи носят интегрированный характер. Они могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми. В ходе познавательно-речевых занятий на одном познавательном содержании (экологическое, математическое, литературное, эстетическое, социальное) можно решать несколько речевых задач.
Комплексные занятия предполагают решение одной (новой) речевой задачи в разных видах деятельности или путем использования разных дидактических средств. При этом, кроме главной речевой задачи, решаются задачи по совершенствованию других видов деятельности.
Выбор типа занятий осуществляет педагог, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержания занятия и возможности детей.
При построении занятия педагог следует логике речевой деятельности. После того как у ребенка появилось желание включится в речевую деятельность, необходимо помочь ему определить ее содержание.
Следующим этапом занятия становиться обучение детей речевой форме. Педагог помогает найти им те слова, осуществляет диагностику результатов занятия, намечая задачи дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Таким образом, продолжая использовать в педагогическом процессе эту традиционную форму речевой работы с детьми, мы изменили подход к организации занятия, в основе которого личностно-ориентированная модель общения взрослого с детьми. Основными средствами признаками такого занятия являются:
- опора на субъективный опыт ребенка. Педагог сообщает в строгой последовательности. Общение – двухсторонний процесс, поэтому в процессе общения должен иметь возможность максимально использовать свой опыт, а не просто безоговорочно принимать все, что сообщает ему педагог.
Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка.
- знание психофизических особенностей. Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога не только подбирать дидактический материал, используя знания различной степени трудности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом.
- роль равноправных партнеров. Не менее важны сценарий занятия и его «режиссура». Общение на занятии должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме – и тем и тем самым наиболее активно проявлять себя.
Суть личностно-ориентировочной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми дошкольного возраста относятся ситуации общения, игровые обучающие ситуации, интегрированные занятия с элементами кооперации, творческое мастерство.
Ситуация общения - это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Ситуации общения могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения обучающих или воспитательных задач. Специально планируемыми ситуациями общения могут быть игры-викторины «Придумай загадку», «Из какой сказки эти вещи?», «Магазин волшебных вещей». Также ситуации общения могут быть игровыми, практическими, театрализованными и т. д. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения.
Игровые обучающие ситуации. Детей интересует не одна игра. Они хотели общаться между собой и со взрослыми. «Освоение» мира взрослых, принятие или неприятие их педагогических установок и отношения к жизни происходят у детей в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности. Для овладения механизмом игры, игрового общения ребенку требуется помощь взрослых.
Примеры игровых обучающих ситуаций: «Два друга», «Поможем зверям», «В гостях у Сороки-белобоки», «Заботливые помощники», «Если нравиться тебе…» и т д.
Творческая мастерская.
Речь сопровождает практическую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Систематическая речевая работа воспитывает в детях любознательность, чуткость к слову. В общении с детьми мы широко используем лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности. Активизировать речь детей дошкольного возраста, (в частности старшего, помогает организация творческих мастерских.
Творческая мастерская – одно из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т. к. каждому ребенку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.
Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельности.
Интегрированное занятие с элементами кооперации – особый вид фронтального занятия, которое позволяет спланировать и проводить работу со всеми детьми одновременно, но с учетом уровня речевого и познавательного развития каждого ребенка.