Надежда Александрова
Консультация «Возрастные особенности детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Третий год жизни - своего максимального развития достигает наглядно-действенное мышление. Это эпоха, когда манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Но взрослому пока рано ставить перед ребенком сложные задачи, организовывая целенаправленное экспериментирование. Можно сказать, что желание собирать и разбирать пирамидку все еще важнее для ребенка, чем правильно собранная пирамидка, то есть получение результата.
Публикация «Консультация „Возрастные особенности детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Иными словами, основная задача экспериментирования – накопление сенсорного опыта, получение первых представлений о свойствах предметов, а не выявление точных сведений, зависимостей, взаимосвязей. Главная же задача взрослого (педагога, родителя) - современное обогащение среды более сложными объектами.
Вместе с этим существуют объективные основы для развития экспериментирования. Уровень развития речи позволяет называть знакомые предметы, действия с ними, их части, свойства, явления природы и повадки животных. Появляется способность к пристальному и целенаправленному рассмотрению объектов. Дети учатся выполнять простейшие поручения, воспринимать рекомендации.
Важно и то, что в данный период экспериментирования является одним из факторов, создающих предпосылки для развития самостоятельности ребенка: оно учит выявлять не только свойства предметов, но и собственные возможности, раздвигает их границы. В свою очередь новообразования данного возраста, выражаются формулой «Я сам», имеют существенное значение в развитии, как экспериментирования, так и личности в целом.
На четвертом году жизни (младшая группа) возникает наглядно-образное мышление. Проявляются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Но такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Этим во многом определяется важность грамотно поддерживаемого взрослым экспериментирования.
Дети начинают проявлять любопытство, задавать взрослым многочисленные вопросы. Это свидетельствует о том, что появился интерес к познанию, новые знания и опыт входят в противоречие с уже освоенными, возникло осознание того, что не все понятно и что за ответами можно обратиться к старшим.
Поддаваясь соблазну пойти простым путем, педагоги и родители отвечают на детские вопросы или игнорируют их. При этом неизвестно, что имеет больший развивающий эффект, но точно важнее научить детей самостоятельно искать ответы на вопросы, в том числе при помощи доступных экспериментов. Педагогу необходимо обладать широким кругозором в области поведения простых, доступных для осуществления в бытовых условиях и понимания ребенком младшего дошкольного возраста опытов и наблюдений. Нужно овладеть умением переводить детский вопрос в формулировку цели эксперимента, осуществлять вместе с детьми необходимые действия.
В ходе экспериментирования в различных ситуациях можно развивать как исполнительские качества детей (в этот период они уже могут самостоятельно реализовывать несложную инструкцию, так и творческие способности. Можно привлекать дошкольников к прогнозированию результатов с опорой на вопросы взрослого, фиксировать итоги на основе формирующегося произвольного внимания, учить применять полученный экспериментальным путем опыт в практической и игровой деятельности.
На основе экспериментирования у детей трех-четырех лет могут быть сформированы представления о способах исследования объектов, о некоторых материалах, предметах, природных явлениях и растениях. В условиях интенсивной деятельности активно пополняется словарный запас.
На пятом году жизни (средняя группа) благодаря накопленному опыту экспериментирования исследовательские действия детей становятся более целенаправленными и обдуманными, возрастает количество вопросов, меняется их структура, глубина проникновения в суть явления, возникает потребность найти ответ самостоятельно, в том числе экспериментальным путем. Роль взрослого может сводиться к созданию условий, обеспечению безопасности в ходе экспериментирования, осуществлению поддержки, необходимой для продолжения и развития деятельности.
В средней группе можно включать детей в эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, сравнению объектов, учить фиксировать результаты при помощи элементарных символов, делать выводы, передавать в речи впечатления. В ходе самостоятельного экспериментирования и деятельности организуемой взрослым, обогащаются и систематизируются представления дошкольников о материалах, предметах, природных явлениях, о животных, растениях, о человеке.
Шестой год жизни (старшая группа) знаменуется появлением у детей инициативы и самостоятельности в осуществлении познавательной деятельности. В этом возрасте у дошкольников могут быть сформированы первичные представления о назначении экспериментирования как метода познания, о структуре эксперимента. Отвечая на опорные вопросы, дети могут сформулировать предположение (гипотезу, при помощи взрослого подобрать необходимые материалы, предметы (приборы, провести эксперимент и сделать вывод. Использование различных способов фиксирования предположения (символьные записи, рисунки) позволяет учить юных исследователей сопоставлять предположения и результат опыта, делать выводы не только о свойствах изучаемых объектов, но и о правильности исходной гипотезы, о ходе и способах ее проверки.
Важно отметить, что в этот период необходимо дифференцировано подходить к организации детского экспериментирования, поддерживать оба стиля осуществления с учетом знакомых детям закономерностей осуществления данной деятельности - использование эксперимента как способа решения познавательной (творческой, практической, учебной) задачи.
Воспитанники старшей группы по опорной схеме и самостоятельно могут составить развернутый рассказ о проделанной работе. Педагогу необходимо стимулировать включение в речь эмоционально-оценочной лексики, конструкций предположения, описание результатов опыта. При формулировке вывода важно учить детей аргументировать свое мнение.
Особенностью содержания работы в данный период становиться привлечение детей к проведению экспериментов, нацеленных на сравнение, выявление черт сходства и различия объектов, доступных пониманию старших дошкольников закономерностей. Ряд демонстрационных экспериментов решающих задачи обогащения представлений воспитанников о предметах и явлениях, признаны способствовать формированию осознанного отношения к собственному здоровью и безопасности, безопасности окружающих людей и природы, становлению начал соответствующих компетенций.
В старшей группе, при условии наглядного фиксирования результатов отдельных этапов, педагогом могут быть организованы длительные эксперименты. Данное направление работы позволяет не только выявлять особенности развития различных объектов во времени, но и формировать у детей ответственность, умение брать на себя обязанности и самостоятельно следить за их выполнением.
Возможности и задачи организации детского экспериментирования в подготовительной к школе группе определяются возрастными особенностями детей седьмого года жизни.
В этот период дошкольники проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям.
Они наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас знаний об окружающем мире, быте. Дети способны воспринимать инструкцию из трех-четырех действий и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкие задачи деятельности. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10-15 минут. Это определяется уровнем развития внимания.
Достижение определенного уровня позволяет детям самостоятельно задумывать опыт, выдвигать предположения (гипотезы, подбирать условия, распределять обязанности, проводить эксперимент, делать выводы под руководством педагога отслеживать соответствие своих действий правилам безопасности, личной гигиены. Детское экспериментирование в подготовительной к школе группе становится фактором поддержки развития других видов деятельности, психических процессов, инициативности, самостоятельности и иных не менее важных личностных качеств. Содержательно организация экспериментирования нацелена на уточнение различных свойств объектов, явлений, сути их взаимосвязей и взаимозависимостей, формирование умения применять результаты экспериментов в повседневной жизни, в различных видах деятельности и использовать экспериментирование для решения бытовых, игровых, творческих задач.
Таким образом, поддержка педагогами детского экспериментирования может стать важным фактором развития дошкольников, условием успешного становления всех видов деятельности.