Лучший педагог года

Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1

Соколова Светлана Владимировна
Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

Методические рекомендации (методы и техники, способствующие саморазвитию ребенка.

1. Методика Льва Толстого по обучению чтению. Используя скороговорки, считалки и потешки, он учил раскладывать слова на звуки, тренируя звуковое восприятие и произношение ещё до изучения букв. Утверждал, что чтению малыша можно обучать с года через игру:

а) Для начала на стену можно повесить плакат-азбуку с яркими картинками. Задача взрослого просто назвать букву, на которую указывает ребёнок, а не стараться многократно повторять её.

Публикация «Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка, Часть 1» размещена в разделах

б) Занятия с магнитной азбукой, кубиками с буквами, карточками с буквами. По просьбе взрослого ребёнок даёт карточку или кубик с изображением той или иной буквы.

в) Поиск знакомых букв в книжных заголовках, на уличных рекламных щитах и вывесках. Придумывайте игры с буквами.

г) Предложите ребёнку из спичек сложить букву «Н», а потом переложите спичку так, чтобы получилась буква «П» и так далее.

д) Очень полезным для запоминания букв является выкладывание их из мозаики, пуговиц, горошин, камушков, можно лепить буквы из пластилиновых колбасок. Это полезно и для развития мелкой моторики, и увлекательное занятие по изучению букв.

е) Оригинальный способ запоминания букв – сделать карточки с «тело-буквами».

ж) Как только ребёнок усвоит алфавит, приступайте к складыванию слогов. Но, для успешного освоения, обучайте ребёнка произносить звуки, а не названия букв.

з) Начинаем складывать слоги из двух букв. Лев Толстой предложил складывать слоги на каждую букву алфавита, например: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА и. т. д. Четко проговаривайте слоги, медленно внятно артикулируйте, водите пальцем вдоль написанного слога.

и)Для успешного обучения играйте с ребёнком в крышечки из-под детского питания или любые другие. Изнутри присоедините буквы из магнитной азбуки или смастерите буквы из картона. Переворачиваем каждую крышку и просим ребёнка найти ту или иную букву. Ребёнок поднимает крышки и ищет заданную букву. Обязательно озвучивайте найденную ребёнком букву: «А это что за буква? Если ребёнок отвечает верно, то хвалите обязательно, но просите найти именно заданную букву. Следующим этапом игры будет составление слогов, ритмично проговаривая их вместе с ребёнком.

к) От двухбуквенных слогов переходите к трёхбуквенным. В начале процесса обучения ребенка не используйте в играх йотированные буквы, а также: й, ь, ъ. От слов из трёх букв переходите к четырехбуквенным словам.

л) Следующим этапом обучения будет сложение слов из слогов и разбивание слов на слоги. Здесь уже можно активно использовать азбуки, буквари для чтения по слогам. Если ребёнок уже хорошо усвоил складывание слов из слогов, то задание можно усложнить, демонстрируя ребёнку то, что при замене в слове одной буквы получается новое слово: «сто-л – стог», «майка-чайка».

м) Покажите, что, заменив в слове всего лишь одну букву, оно превращается в новое слово: «стол-стог-стоп», «майка-чайка-гайка», «мишка-миска».

2. Методика Макато Шичида- метод стимулирования врожденной гениальности, к которой способны все малыши. Предлагает родителям малышей в возрасте до 3-х лет постоянно стимулировать все чувства ребенка.

Так как в возрасте от рождения до 3-х лет правое полушарие мозга ребенка является доминирующим, очень важно в этот период обеспечить малыша всей необходимой информацией, которую важно запомнить на всю жизнь. И тогда, когда полушария мозга будут достаточно развитыми, это позволит ребенку проявить высокий уровень своего развития и интеллекта, что позволит показать самые сильные его стороны. И в будущем такие дети с легкостью смогут запоминать огромные объемы информации, а также вспоминать прочитанное или увиденное давным-давно.

Правое полушарие мозга отвечает за фотографическую память, и поэтому дети, которые воспитывались по методике Макато Шичида, имеют постоянный доступ к той информации, которая хранится в памяти. Причем такие дети могут не только вспоминать информацию из прочитанной когда-то книги, а и с точностью видеть определенные страницы из нее наподобие снимка, который можно просматривать вновь и вновь.

Чтобы активировать правое полушарие мозга, нужно предлагать ребенку мигающую, либо быстро меняющуюся информацию. А для того, чтобы тренировать левое полушарие, информация должна быть многократно повторяющаяся и довольно медленна. Для маленьких детей дошкольного возраста, полезной является информация на разные темы и с различными изображениями, которую показывают быстро. Так как маленькие дети любят разнообразие, то следует показывать им постоянно какие-то новые материалы, которые имеют различные цифры, буквы, изображения, фигурки и слова. Такое разнообразие материалов нужно ребенку и для того, чтобы у него возникал интерес к занятиям обучению.

3. Методика В. Воскобовича- автор игры «Геоконт», развивающей ум и способности ребенка. Придумал самые разные конструкторы, геометрические фигуры, головоломки, их особенностью является то, что все они учат ребенка работать самостоятельно, быть изобретательным и конструировать, сопоставлять и анализировать, а также развивать пространственное мышление и мелкую моторику детских пальчиков. Эти игры развивают разнообразие детского мышления и детскую речь, так как нужно сопоставлять описание рассказов по картинкам.

4. Методика Марии Гмошинской- техника грудничкового рисования, начиная с 6 месяцев. Ребенок рисует пальцами и ладошками так, как ему этого хочется, причем он может рисовать как одной, так и обеими руками, его возможности и желания не подавляются. Советует родителям начинать приобщать своего ребенка к миру прекрасного, начиная с 6-ти месяцев, но никак не раньше. Потому, что только к 6-ти месяцам ребенок начинает сидеть и у него появляется непреодолимое желания познавать мир, поэтому у него уже появляется тяга к рисованию. Работа с красками не только помогает ребенку развиваться гармонично, но и способствует положительному восприятию цветов. Благодаря манипуляциям, которые малыш проделывает при рисовании своими пальчиками, у него развивается психика, речь и даже память.

5. Методика Никитиных «Лучше всегда показывать на своем примере»- основа его методики развития. Никитины разделяли всех родителей на две категории: Первая – родители, которые совсем не занимаются со своим ребенком. Это может напрямую привести к умственной отсталости ребенка, задержке в психологическом и эмоциональном развитии, так как главной проблемой является психологическое голодание- отсутствие контакта с родителями и их понимания. Вторая крайность родителей- заорганизованность. Родители очень сильно опекают своих детей заботой, совсем не оставляя ребенку свободного времени, чем и вызывают его неготовность стать самостоятельной личностью, индивидуумом.

Супруги Никитины заявляют, что главной задачей, которая лежит перед родителями- нормальное развитие творческих способностей ребенка и подготовка его к предстоящей жизни. Для этого ни в коем случаи нельзя принуждать детей что-нибудь делать, нужно лишь подталкивать их и ненавязчиво помогать разбираться в сложных жизненных ситуациях и проблемах. Нельзя опережать детей в поступках, советах и мыслях.

Главные принципы:

- бесспорное участие родителей в жизни своих детей. Ведь проявляя свое неравнодушие к играм, соревнованиям, увлечениям и непосредственно участвуя в них, родители, таким образом, показывают своему ребенку насколько он дорогой им, а это способствует эмоциональному контакту между самыми родными людьми.

- предоставление ребенку свободы выбора, свободы творчества, а также занятия. Ни в коем случаи нельзя заставлять или принуждать детей делать нужные вещи. Это касается и уроков, и уборок и зарядок, ведь дети должны увлекаться тем, что больше подходит им по душе и только тогда им удастся развить свой скрытый талант и в будущем стать профессионалами своего определенного дела.

- легкость движения и спортивная обстановка в доме. Начиная с самого раннего детства детей нужно окружать спортивной обстановкой, которую они со временем начнут воспринимать за обычную и вполне естественную среду своего обитания.

Главной задачей всех родителей является помочь своему ребенку развиться в индивидуальную и самостоятельную личность. Обязательно нужно учитывать желание ребенка, и ни в коем случае нельзя даже пытаться осуществить в ребенке какие-либо свои несбывшиеся когда-то желания и жизненные планы.

6. Методика Масару Ибука- о развитии ребенка с младенчества до трех лет. После трех лет- уже поздно, потому, что мозг к этому времени уже сформирован на 70-80%.

Целью развития ребенка должна стать потребность в том, чтобы он в будущем имел четкий ум и здоровое тело. Совсем не важным является то, чем ребенок будет заниматься. Важным моментом является то, что новый опыт нужно вводить только вовремя.

7. Методика Сесиль Лупан-«ребенок это не сосуд, который нужно заполнять, а огонь, который нужно так зажечь, что бы он светил ярко и горел пламенно». Детям нужна не только опека со стороны родителей, а и интерес, с помощью которого можно приобрести новые знания. Поэтому нужно предлагать ребенку те знания, к которым у него проявляется интерес, обязательно нужно учитывать индивидуальность ребенка и его склонности.

Утверждает, что с ребенком ни в коем случаи нельзя заниматься по установленному графику каждый день, а проводить занятия в различных условиях и времени, чтобы ему, прежде всего, было интересно. Ведь когда ребенок получает опыт и информацию в повседневной жизни, то это гораздо эффективнее на него действует, чем спланированные, строгие занятия, а также всегда существует возможность закрепить полученные знания на практике.

Прежде чем приступить к занятиям, нужно все в подробностях расписать. Это нужно не для того, чтобы строго следовать инструкции, а для того, что если вдруг что-то упустил и не осуществил, осуществить на следующий день.

Если ребенку не интересно заниматься и он вообще перестает воспринимать информацию, то тогда следует немедленно прекращать занятия. Автор считает, что ничего плохого нет в том, чтобы на несколько месяцев перестать заниматься с ребенком вовсе, а потом вновь возобновить их. Считает, что у ребенка вновь проснется интерес к занятиям, и он начнет делать огромные успехи в учебе и познании мира.

В своей методике Сесиль Лупан не дает тщательных рекомендаций, по поводу учебы ребенка и здесь, наверное, и проявляется уникальность этой методики. Ведь если подробно разобраться, то никто не знает ребенка лучше, чем его родители и поэтому именно им нужно разрабатывать свою индивидуальную схему работы с не менее индивидуальной личностью – малышом.

Методика Сесиль Лупан заключается в подсказках и советах родителям, которые смогут заставить их думать, размышлять и искать самые лучшие варианты, помогающие развить в ребенке индивидуальность.

8. Методика Глена Домана- дети Возрождения. Военный американский врач Г. Доман работал с детьми, у которых были травмы мозга. Все исследования проходили в Филадельфийском институте, позже он был назван «Институт ускоренного развития ребенка».

Глен Доман понял, что добиться резкого усиления активности мозга можно с помощью стимуляции одного из органов чувств. Врач всех своих больных детей учил читать. На карточках красными буквами были написаны слова, которые показывались детям и громко произносились вслух. Но это были не совсем обычные занятия, они длились всего 5-10 секунд, и с некоторыми промежутками повторялись до нескольких десятков раз в день.

Благодаря этой методике дети начинали читать, а со временем понемногу начинали развиваться и физически. И это все притом, что до занятий они по всем показателям очень отставали в развитии от своих сверстников как физически, так и умственно. Глен Доман смог не только вылечить больных детей, но и добился того, что после обучения по своей методике, они стали опережать своих обычных сверстников на 20%.

Глен Доман на основе этих методов разработал методику для развития обычных детей, у которых нет умственных или физических отклонений. Доказал давнюю истину, что человеческий потенциал огромен и еще не изучен до конца. Детей, которые развиваются по методу Глена Домана, ее автор называет детьми Возрождения.

Такие дети с самого раннего возраста начинают читать, это происходит в три - четыре, а иногда даже в два года. И уже с такого младенческого возраста дети становятся настоящими эрудитами, хорошо владеют знаниями по математике и прекрасно развиваются в физическом плане.

В своих работах и исследованиях военный ученый ставит для себя одну единственную цель – он дает неограниченные возможности детям. Это способствует формированию личности ребенка, и он сможет стать кем захочет, и ничто не будет его ограничивать.

Вся методика Глена Домана построена на том, что к семи с половиной годам детский мозг уже сформирован, а к трем – уже сформирована его большая часть. А учеба эффективна только в период роста мозга. Поэтому методика Глена Домана создана для детей раннего возраста.

По мнению Домана, начинать занятия по развитию своего малыша нужно с самого дня его рождения. Тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним.

Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать уже в год. Именно в этом возрасте малыш наиболее восприимчив, и у него уже хорошо работает врожденная функция мозга, которая отвечает за огромные способности ребенка к различным языкам.

Кроме лингвистических врожденных способностей малыш обладает еще и математическими. Это подтверждается тем фактом, что если малыша научить простым элементарным числам, то он способен открыть для себя такие математические действия как сложение, умножение, деление и вычитание. Природа заложила в человеке огромное количество различных возможностей. Но чтобы они начали проявляться, их нужно начать развивать, дать им толчок. (См. так же Часть 2 - продолжение)

Публикации по теме:

Методические рекомендации к портфолио 1. Титульный лист. Впишите фамилию, имя ребенка и дату начала ведения портфолио. Когда портфолио будет готово – проставьте здесь же дату.

Методические рекомендации «Рисуем пейзаж» Старшая группа Тема: Пейзаж Цель: Создание условий для работы с изо материалов, при изображении осеннего пейзажа. Задачи: 1. создать условия.

Методические рекомендации «Что такое готовность ребенка к школе?» ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ»? Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу, требует.

Методические рекомендации для воспитателей 1. Ознакомление с русским народным костюмом является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения русского прикладного искусства.

Методические рекомендации к логопедическому тренажеру ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЕР «Помоги Барашу различить звуки с-ш» Цель: автоматизация умения дифференцировать звуки и буквы с-ш в словах, повышение.

Методические рекомендации к лэпбукуМетодические рекомендации к лэпбуку Значение методического пособия для ребенка: - способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; - способствует приобретению.

Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья - микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Презентации используются.

Методические рекомендации по театрализованной деятельности Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду. Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 09:53
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации (методы и техники), способствующие саморазвитию ребенка. Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Соколова Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД