Светлана
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Адвент-календарь «Скоро, скоро Новый год!»
▼ Скачать +Заказ
Адвент-календарь Скоро, скоро Новый год!
НАЗНАЧЕНИЕ:
Данный материал рекомендован для детей от 4 до 5 лет, а так же может быть использован родителями и логопедом. Вовлечь родителей в образовательный процесс, используя новую технологию. Расширить знания детей по теме.
Актуальность
Публикация «Методические рекомендации к дидактическому пособию „Адвент-календарь „Скоро, скоро Новый год!“» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календари ожидания своими руками
- Дидактические игры
- Консультации для родителей
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Консультации для родителей
- Темочки
Сегодня дошкольное образование – это время перемен и новаций, новых подходов и технологий. Введение федерального государственного образовательного стандарта определяет не только роль воспитателя как педагога с высокоразвитым профессиональным мышлением и активным творческим потенциалом, но и выводит на новый уровень взаимодействие семьи и детского сада. Изменения, происходящие в обществе, меняют человека как личность, а значит, меняют уклад семьи, приводят к изменениям в отношениях между супругами, между детьми и родителями. Работа с родителями была и остается одной из самых сложных в педагогической деятельности. Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями. Родители, для родителей, с родителями, родителям…. можно долго склонять это слово, но волшебным заклинанием для улучшения взаимоотношений детского сада и семьи оно не станет. В настоящее время участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Так как же сотрудничать с семьями воспитанников по-новому, 6 чтобы сплотить нас в одну команду, сделать из родителей не сторонних наблюдателей, а равноправных участников образовательного процесса? Необходимо пересмотреть содержание, формы, методы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО и внедрить в систему работы более эффективные для активного включения родителей в работу детского сада. Представленное методическое пособие включает в себя опыт работы педагогов МБДОУ Д/с №23 г. Камышина Волгоградской области по организации детско-родительской деятельности через использование в работе нестандартной технологии «Адвент-календарь». В пособие включены готовые к использованию адвент-календари, примеры заданий для включения родителей в деятельность и т. п. Все это необходимо для организации работы в дошкольных учреждениях педагогам, будет полезно студентам педагогических учебных заведений и, конечно, родителям.
Адвент-календарь, как инновационная игровая форма обучения детей
Изначально, адвент-календарь (от лат. adventus - приход) использовали для отсчёта времени, остающегося до наступления Нового года или Рождества. По традиции Рождественский календарь представлял собой открытку или картонный домик с открывающимися окошками, где в каждой ячейке лежала конфета, маленький подарок или записка с пожеланиями, состоял из 24 дней, начинался в первое из четырех воскресений до Рождества (или 1 декабря) и заканчивался в Сочельник (24 декабря). Адвент-календарь помогал скрасить ожидание детей в преддверии незабываемого праздника. Ведь записочки и подарочки в ячейки календаря будет класть Дед Мороз или Снегурочка. Ожидание праздника не менее приятно, чем сам праздник, особенно если сделать это ожидание ещё и интересным. Когда до праздника остаётся совсем немного времени, у ребят всё чаще возникает вопрос: "А через сколько дней он наступит?" Для детей время — понятие размытое. А количество дней – понятие ещё более загадочное. «Через три дня, неделю, месяц, это когда? Это долго или нет?». Чтобы помочь ребятам почувствовать время, мы создаём для них адвент - календари.
Варианты выполнения адвент-календаря
Календарь может быть большим или маленьким, простым или сложным, выполненным в виде одного типа объектов или комбинации нескольких. Можно сделать календарик из бумаги в виде кулечков-конусов, пакетиков, конвертов, открыток. Попробуйте также выполнить календарик из любых картонных коробочек, например, спичечных. Подойдут для календаря и разноцветные чулки, носки или варежки, которые можно связать или купить готовые. Еще один вариант - сшить из лоскутков ткани мешочки или кармашки. Для адвент-календаря можно использовать стеклянные, железные или бумажные стаканчики, баночки, ведерки. В такие емкости очень удобно прятать подарочки, да и вариантов их декора существует множество.
Адвент-календарь может быть приурочен к любому празднику и решать множество педагогических задач: расширять у детей временные представления, кругозор, развивать их творческие способности, познавательный интерес.
Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. И здесь нет строгих правил, рамок и 10 ограничений. Но всё же нужно придерживаться некоторых принципов:
1. Стиль оформления должен соответствовать тематике праздника.
2. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду, на удобном для детей месте, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т. д. ; а могут быть объединены одной тематикой.
Адвент-календарь это высокоэффективное средство стимулирования детей к образовательной деятельности, при этом ожидание праздника проходит интересно, познавательно и насыщенно.
На форму адвент-календаря отлично ложится комплексное тематическое планирование.
Использование данной нестандартной технологии возможно применять в дошкольном учреждении, ведь если подобный календарь помогает скрасить ожидание наступления Нового года, то он может и помочь разнообразить пребывание ребенка в детском саду.
Вид : творческий
Участники: дети и родители старшей группы ДОУ, воспитатели.
Возраст детей: 4-5 лет
Цель: Создание условий для проявления познавательной активности детей старшего дошкольного возраста накануне новогодних праздников.
Планируемые результаты:
Дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способны выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- Обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способны к фантазии, воображению, творчеству.
- Проявляют любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Проблемная ситуация: необходимо создать праздничное настроение перед Новым годом - семейным праздником,
1. Организационный:
- изготовление адвент - календаря (в виде елки);
- подбор методической, художественной, научно-популярной литературы, а также мультимедийного материала по теме проекта;
- составление плана реализации проекта (разработка мероприятий на каждый день);
- предварительная работа с детьми и родителями;
- подбор дидактического материала;
- подготовка презентации для показа;
- выбор материала для совместной творческой деятельности.
2. Этап реализации проекта:
Задания для адвент - календаря.
1 декабря - письмо от Деда Мороза вместе с адвент календарём.
Цель – создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Развивать любознательность и стимулировать познавательную мотивацию; Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
2 декабря – Прочитать стихотворения о зиме. Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Задачи:
1. Обучающие: развивать интерес к художественной литературе, помогать выразительно читать стихи;
2. Развивающие: - обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации;
3. Воспитывающие: - воспитывать интерес к художественному слову.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с наступлением зимы, беседы о погоде.
Методы и приёмы : игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы.
3 декабря - Сегодня календарь приготовил для вас зимние картинки-раскраски.
Цель: прививать желание рисовать.
Задачи: Образовательные: учить детей правильно закрашивать поверхность не допуская пробелов, правильно держать кисточку, снимать остаток краски о край баночки. Развивающие: Развивать моторику кончиков пальцев рук. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, старание.
4-5 декабря - Вас ждут выходные, когда не надо идти в детский сад. Выполните важное задание: вам надо найти на улице признак наступающей зимы! Поиграть с родителями в подвижные игры, слепить снеговика, катание на коньках, лыжах, санках.
Подвижные игры
Снежная королева
Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.
Мы - веселые ребята.
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Дети становятся на одной стороне площадки за воображаемой чертой. На противоположной стороне площадки сугроб или снежный вал. Немного в стороне, сбоку от играющих, располагается ловишка (его назначает взрослый или выбирают дети). Играющие хором произносят:
Мы — веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три — лови!
6 декабря – Пальчиковые игры.
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
Снеговик
Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.
Зимой
Снег пушистый лег на ветки.
Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.
Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном,
Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком.
Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Лыжи,
Скользить по столу ладонями вперед-назад
Санки
Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать
синхронные движения вперед-назад
И коньки
Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе
Мчатся наперегонки.
7 декабря – Лепка снеговика.
Цель: закрепить приё мы: раскатывания, отрывания, сплющивание; побуждать к декоративному оформлению созданного образа; развивать эстетический и художественный вкус детей.
Задачи:
образовательные:
Формировать умение лепить предметы круглой формы из бруска пластилина, снеговика состоящего из 2-3 частей (шариков) низ, середина – туловище и верх - голова; продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.
развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление на основе сравнения предметов, речевую деятельность.
воспитательные:
Воспитывать положительную установку на участие в Н. О. Д. ; самостоятельность при выполнении заданий; желание лепить предметы несложной формы.
Снежно белый снеговик
Он не мал и не велик,
Снежно белый снеговик.
У него морковкой нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит – тает.
Что же делать, как же быть?
Как его нам сохранить?
Может белый холодильник,
Для снеговика купить?
8 декабря - Прочитать стихотворение о зиме. Цель: познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.
Задачи:
1. Обучающие: развивать интерес к художественной литературе, помогать выразительно читать стихи;
2. Развивающие: - обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации;
3. Воспитывающие: - воспитывать интерес к художественному слову.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, чтение художественной литературы, наблюдения за изменениями погоды с наступлением зимы, беседы о погоде.
Методы и приёмы : игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы.
9 декабря - Изготовить Новогодние фонарики. Цели: Совершенствование умения работать с бумагой.
Задачи:
закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры;
воспитывать у ребенка интерес к творчеству, желание дарить радость другим;
закреплять правила безопасной работы с ножницами и клеем на занятии;
развивать кругозор, закрепить знания воспитанников о новогодних традициях;
развивать мелкую моторику рук.
Оборудование демонстрационное: искусственная елка, готовый фонарик;
раздаточное: разноцветные прямоугольники 10x15 см, разноцветные полоски 1x12 см, ножницы, клей-карандаш, клеенка для работы с клеем на столе, салфетки.
А. Барто
Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед мороз огни зажёг
На высокой ёлке.
Наверху звезда,
Бусы в три ряда.
Пусть не гаснет ёлка,
Пусть горит всегда!
10 декабря- Разучивание новогодних песен.
Цель: Развитие интереса к музыке, чувства ритма.
Задачи:
• Учить определять характер, настроение музыкального произведения, высказываться о нём, используя разнообразные определения;
• Расширять словарный запас;
• Закрепить навыки танцевальных движений.
• Развивать:
-эмоциональную отзывчивость на инструментальную классическую музыку;
-навыки чистого интонирования, выразительного исполнения знакомых песен;
-воображение, творческую фантазию при оркестровке музыкального произведения;
-навык хорового пения;
• Воспитывать внимательность и усидчивость.
11- 12 декабря - На выходных придумайте с родителями новогодние игрушки для елки на нашей территории детского сада. Игрушки могут быть из пластиковых бутылок, стаканчиков из-под йогуртов и сметаны, коробок от печенья и многого другого! Ждем с нетерпением ваши уникальные новогодние игрушки!
14 декабря - Сделать аппликацию ёлочку.
Цели:
Формировать навыки работы с ножницами.
Формировать интерес к работе, желание сделать её аккуратно.
Развивать у дошкольников мыслительные операции
Развивать умение действовать в соответствии с поставленными задачами педагога, развивать мелкую моторику, координацию рук.
Воспитывать умение доводить начатое до конца, радоваться полученному результату.
Материал:
цветной картон, нитки зеленого цвета, шаблоны ёлочек, стразы и шарики для украшения, карандаш, клей, ножницы.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «ёлки», «Новый год». Хороводные игры вокруг ёлочки, разучивание стихов и песен о ёлочке.
Чтение рассказов о зиме К. И. Чуковский «Ёлка», В. Одоевского «Мороз Иванович»; сказок: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Снегурочка».
Воспитатель рассказывает детям стихотворение Чуковского «Елка»
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке
Матрёшки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что у ворот
Постучался Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
. Задает детям вопросы:
-о ком стихотворение?
-Что бы сделала елочка, если бы у нее были ножки?
-Чем бы она застучала?
- Какие игрушки закружились на елочке?
- Из какой бумаги на елочке флаги?
- Какие еще на елочки игрушки?
-Что сделали матрешки?
-Кто постучался у ворот?
-С какой бородой Новый год?
Хвалит детей за внимательность.
Игровое упражнение: «Нарядим Елочку»
Нарисованную елочку на ватмане, предлагает детям нарядить игрушками ( вырезанные из бумаги: разноцветные фонарики, флажки, флаги из пунцовой и серебрянной бумаги)
Воспитатель повторно читает стиховорение.
15 декабря - День загадок о зиме, физминуток.
Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве; эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи: Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки и обосновывать свой ответ.
Развивать связную речь, излагать свои мысли последовательно, обогащать словарь.
Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.
Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: картины с зимними месяцами, зимними явлениями природы, с праздниками зимы, иллюстрации русских народных сказок; карточки с индивидуальными заданиями, аудиозаписи песен, цветные карандаши, бумага для рисования.
16 декабря - Украшаем в группе ёлочку.
17 декабря - Прочитать новогоднюю (зимнюю) сказку. В. Сутеева «Ёлка».
Ёлка — Сутеев В. Г.
Новогодняя история о том, как дети слепили снеговика и отправили его в лес к Деду Морозу за ёлкой…
Посмотрели сегодня утром ребята на календарь, а там последний листок остался.
18 -19 декабря - изготовить новогодние поделки (домашнее здание вместе с родителями).
20 декабря – чтение сказки «Двенадцать месяцев».
Цель: Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Поддерживать интерес к чтению детской литературы.
21 декабря – Украшаем окна в группе.
22 декабря - Давайте нарисуем, символ года. Задачи совместной деятельности Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение доводить дело до конца, адекватную оценку своих действий, бережное отношение к животным.
23 декабря - Просмотр новогодних мультфильмов «Зима в простоквашино».
24 декабря - Изготовить аппликацию Деда Мороза.
Цель: Учить создавать выразительный образ Дед Мороза, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей.
25 – 26 декабря – Выучить стихотворение для Деда Мороза.
27 – декабря – Изготовление новогодних масок.
Цель: учить детей делать маски.
Задачи: 1. Формировать умение использовать шаблон при симметричном вырезывании маски из бумаги, сложенной вдвое.
Результаты использования
Опыт проведения занятий с использованием адвент-календаря, что он помогает развитию интереса у детей достижению результатов данной технологии.
1. Он развивает творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ,синтез,умение сравнивать);
2. Формируют умения и навыки связанные с восприятием, временными представлениями, а так же переработкой и обменом поступающей информации;
3. В процессе работы с Адвент - календарем воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же часто проявляют творчество.
4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей.
В своей практике я начала использовать такой метод совсем недавно, но могу с уверенностью сказать, что это высокоэффективное средство стимулирования детей к образовательной деятельности и изучение тем у нас проходит интересно, познавательно и насыщенно.