Санаайа-Галина Николаевна Апросимова
Методические рекомендации для развития чувства ритма с использованием музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания : выразительное исполнение музыкальных произведений, беседу о музыке, творческие задания, наглядно - слуховой и наглядно-зрительный методы, художественное слово, художественно-практический метод, методы развивающего обучения как проектирование, моделирование.
Публикация «Методические рекомендации для развития чувства ритма с использованием музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные игры. Консультации
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Результативность обучения в музыкально - дидактической игре создается тогда, когда в педагог сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Однако, организуя музыкально - дидактические игры со старшими дошкольниками, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Характер руководства со стороны педагога заключается в его заинтересованности в обогащении ребенка музыкальными впечатлениями, полученными на музыкальном занятии, в обеспечении мотивации к самостоятельной музыкальной деятельности (в данном случае в форме музыкально-дидактической игры, в создании условий для организации игры, поддержке инициативы. При проведении музыкально-дидактических игр ведущее место занимает выразительный показ педагога. Он формирует правильные представления о чувстве ритма. Сначала детям следует предложить подражать педагогу, а затем стимулировать самостоятельность исполнения. Целесообразно использовать следующие приемы : объяснения, музыкальные фрагменты, иллюстрирование, позитивное обсуждение и оценка результатов музыкальной деятельности. Музыкально - дидактические игры необходимо проводить с нарастания сложности, с использованием занимательных ситуаций, сюрпризов, соревнований, то есть в доступной и понятной для детей форме.
Работу по развитию чувства ритма средствами музыкально - дидактических игр можно разделить на 3 этапа.
Первый этап направлен на накопление музыкального опыта, проявление и развитие чувства ритма.
Второй этап предполагает активное включение детей в музыкально - дидактическую игру, проявление и развитие чувства ритма.
Третий этап направлен на стимулирование самостоятельности и творческого подхода (импровизированное воспроизведение или сочинение простейших ритмических композиций).
Работая с детьми над развитием чувства ритма можно обратиться к методике Т. Э. Тютюнниковой, где используются ряд приёмов, объединённых идеей обучения ритму через творчество. Вся работа по данной методике подразделяется на блоки: музыка моего тела (звучащие жесты, игры со звуками, речевая и двигательная импровизация. Термин «звучащие жесты», который использует Т. Э. Тютюнникова, это ритмичная игра звуками своего тела: хлопки (звонкие - всей ладонью; тихие - согнутыми ладонями и потирание ладоней, шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам, притопы (всей стопой, пяткой, носком, щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам) Звучащие жесты - эффективный способ развития чувства ритма. Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать, станет их словарём для двигательного переживания музыки. Звучащие жесты на определенном этапе принято «переносить» на инструменты. Предлагаемый обобщенный систематизированный материал со старшими дошкольниками по развитию у них чувства ритма доступен в овладении любым педагогом и музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования в дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе.
Подобные формы работы хороши для общего музыкального развития, так как они легки и доступны для всех детей. Особенно важно, что поддержка текста игрой на музыкальных инструментах способствует лучшему запоминанию, более четкому произношению текста, более эмоциональному воспроизведению текста. Для знакомства с основными ритмическими рисунками мы применяли ритмические игры и упражнения, в которых используются стихи, считалки, прибаутки тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Для знакомства с длинными и короткими звуками детям предлагается ритмосхемы, это графические рисунки, в которых выстраиваются комбинации длительностей звуков, что способствует развитию логического мышления, зрительной памяти. Объясняем, что в одном долгом звуке «помещаются» 2 коротких и на примере круга показываем, что в одной большом круге помещаются 2 маленьких. В музыкально дидактических играх мы используем игры с картинками, игрушками, игровые ситуации. Учим прохлопывать ритмический рисунок попевок, используя различные ударные инструменты. При этом учим их согласовывать свои движения с движениями товарищей. Музыкально-дидактические игры это универсальный вид музыкальной деятельности и метод музыкального воспитания, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Музыкально-дидактические игры являются важным компонентом музыкальной предметно - развивающей среды в группах. Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. Требования к музыкально-дидактическим играм следующие :
- игры должны быть разнообразны по содержанию;
- должны быть эстетично оформлены;
- игры должны быть интересны и понятны детям;
- соответствовать возрасту детей.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Перспективное планирование проведения музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста на развитие чувства ритма
№ Название музыкально-дидактических игр Цели : Музыкальный репертуар, атрибуты
1 «Музыкальный ежик» развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.
Музыкальные инструменты бубен, барабан.
2 Игра «Учитесь танцевать». Развивать детей выстукивать заданные ритмы. Матрешки маленькие и большой.
Минус песни «Мы матрешки, вот какие крошки»
3 «Кружочки» Учить детей выполнять ритмические рисунки. Длительности.
Кружочки (Большие маленькие) из фоамирана
Ударные музыкальные инструменты
4 «Капельки» развивать точность выполнения словесной инструкции. М. Р. Раухвергера «Дождик». Капельки из фоамирана.
5 «Ух, ложки» Развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с
музыкальным сопровождением.
Музыкальное сопровождение р. н. п. «Ах, вы сени»
6 «Стаканчики» Развивать ритмическое восприятие и музыкальную память. В. А. Моцарт «Турецкий марш» Бумажные стаканчики на всех детей.
7 «Веселые тарелочки» Развивать ритмический слух и внимание. Бумажные тарелочки, фигурки животных, растений, кружочки
8 «Живой оркестр» Развивать чувство ритма, работу в оркестре. совершенствование чувства ритма, развитие эмоциональной отзывчивости и способности к импровизации.
Демонстрация видео с ритмическими рисунками на проекторе «Осенний оркестр»
Музыкальные инструменты.
Содержание музыкально-дидактических игр
ЗАНЯТИЕ №1 «Музыкальный ежик»
Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен). развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками.
Ход игры: Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? Послушайте, какого я встретила (читает стихотворение) :
С барабаном ходит ежик.
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик:
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами.
Бум - бум - бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он.
Да - да - да!
Барабан в саду забыл он.
Да - да - да!
Ночью яблоки срывались:
Бум - бум - бум!
И об землю ударялись:
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули! Ой - ой - ой!
Глаз до зорьки не сомкнули! Ой - ой - ой!
Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум – бум - бум» будем исполнять три удара двумя палочками правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)
Усложнение:
1. Ребенок играет на барабане двумя палочками поочередно.
2. Ребенок играет на барабане одной палочкой, соблюдая динамические оттенки: громко, радостно.
3. То же самое играет двумя палочками поочередно. (Приложение 1).
ЗАНЯТИЕ №2 «Учитесь танцевать»
Цель: развитие чувства ритма.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрёшка, у детей маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких», - говорит педагог и отстукивает своей матрёшкой по столу не сложный ритмический рисунок. Все дети сначала по одному, затем одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками. При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание. Можно включить минус «Мы матрешки, вот какие крошки» (Приложение 2).
ЗАНЯТИЕ №3 «Кружочки»
Цель: Учить детей выполнять ритмические рисунки. Длительности.
Ход игры: музыкальный руководитель показывает детям, что большие кружки обозначаются «ТА», а маленькие «ти - ти». Он выкладывает кружочками 2 - 3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах. Затем для большего закрепления темы можно использовать стихи «Слон» (Приложение 3)
ЗАНЯТИЕ №4 «Капельки»
Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции.
Ход игры: восемь детей назначаются капельками, остальные - сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М. Р. Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается стихотворение.
Дождь по крыше заплясал,
Капельками застучал:
Вот одна, а вот другая,
Третья, пятая, восьмая. При знакомстве с содержанием игры и освоении музыкального сопровождения дети-«капельки» выбегают и прыгают на месте в том порядке, как указано в тексте. Дети-«капельки» с порядковыми номерами 1,2,3,5,8 двигаются, а с порядковыми номерами 4, 6, 7 - остаются на месте со всеми остальными игроками. При последующих повторениях игры участники меняются. Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, маракасами, погремушками, колокольчиками. (Приложение 4).
ЗАНЯТИЕ №5 «Ух, ложки!»
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с
музыкальным сопровождением.
Ход игры: дети садятся на стульчиках в полукруг, звучит минус р. н. м. «Ах, вы сени». Детям предлагается простучать ритмический рисунок, в начале четвертными длительностями потом восьмыми, при этом могут меняться приемы игры на ложках. Дети выполняют движения совместно с педагогом.
(Приложение 5)
ЗАНЯТИЕ №6 «Стаканчики»
Цель: Развивать чувство ритма, работу в команде.
Ход игры: Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе - рем, От - да - ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем»; Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем». Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем». Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем». Можно использовать речитатив. Например: Скачут, скачут две лошадки, но, но, но! Скачут, скачут без оглядки, но, но, но! Скачут, скачут в новый город, цок, цок, цок! Звонко цокают подковы, цок, цок, цок! Когда дети усвоят этот навык можно увеличить темп передачи стаканчиков, за счет быстрого проговаривания слов текста. Затем можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию. (Приложение 6)
ЗАНЯТИЕ №7 «Веселые тарелочки»
Цель: развивать ритмический слух и внимание; соблюдать чёткий ритм, темп.
Ход игры: дети сидят на полу полукругом, в центре ставятся четыре бумажные тарелки в одну линию. На тарелки выкладываются ритмические кружочки, расстановка все время меняется, дети ритмично прохлопывают ритм, постепенно меняются фигурки кружочков. Пустые тарелки – пауза, большой круг в тарелке – хлопок и держим на счет «раз и» (четвертная длительность) 2 маленьких кружка – 2 хлопка (восьмые длительности, любой другой предмет – шлепок об пол. (Приложение 7)
ЗАНЯТИЕ № 8 «Живой оркестр»
Цель: совершенствование чувства ритма, развитие эмоциональной отзывчивости и способности к импровизации.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в оркестр: дети, что означает слово оркестр? (когда одновременно звучат несколько разных инструментов). Кто играет на них? (музыканты - пианист, скрипач, трубач, ударник). У нас тоже есть инструменты и музыканты - это дети. Предлагает взять инструменты, послушать произведение, определить настроение. Затем «оркестр детей» проигрывает метроритм (в медленном темпе, в умеренном и соответственно характеру музыки темпе). Дети репетируют концертное выступление. По жесту взрослого дирижера (впоследствии роль дирижера может исполнять ребенок) дети пробуют применять прием оркестровки с одновременным исполнением произведения. Они исполняют свои партии, а в кульминационной части инструменты звучат все одновременно. В качестве творческого задания детям можно предложить проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
Таким образом, нами составлен цикл музыкальных занятий с использованием музыкально – дидактических игр для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Музыкально - дидактические игры способствуют развитию чувства ритма, оказывают огромное влияние на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.